Во Франции правящая Социалистическая партия потерпела сокрушительное поражение на муниципальных выборах, вперед вырвался оппозиционный "Союз за народное движение". Рекордные результаты показал и ультраправый "Национальный фронт".
Итоги первого тура муниципальных выборов для социалистов Франсуа Олланда сейчас называют не иначе, как провальными. В большинстве городов — отставание от лидеров, в лучшем случае — второе место. Заголовки газет впечатляют. "Пощечина" — от "Либерасьон". "Землетрясение" — от "Монд". А "Паризьен" пишет: "Наказан", имея в виду президента.
В Париже лидирует представитель самой крупной оппозиционной партии – "Союза за народное движение", социалисты – вторые. Аналогичная картина наблюдается и в других крупных городах — Тулузе, Страсбурге, Бордо. В последнем даже второго тура не потребуется.
Кандидат от "Союза за народное движение", бывший премьер Франции Ален Жюппе набрал более 60 процентов голосов. Но главный сюрприз – успех "Национального фронта". Представители этой ультраправой партии лидируют во многих небольших городах страны, а в Марселе и Ницце им удалось пробиться даже на вторую позицию.
Портрет Марин Ле Пен сейчас на обложках почти всех изданий, пишущих на французском языке, и не только. В британской издании "Экономист" вышла статья под броским заголовком "Триумф Марин Ле Пен". После того, как Олланд стал президентом, "Национальный фронт" только набирает политический вес. Бельгийская пресса называет его уже третьей силой во Франции. "Эффектный прорыв ультраправых — это похоронный звон для двухпартийности", — пишет бельгиская "Дерньер ер".
Избиратель Бертран Жегузо отмечает: "Это типично — с таким уровнем общественного недовольства — санкции для правительства и президента. Но все объяснять тем, что мы сводим счеты с президентом, не стоит. Мы ведь выбираем мэров, тех, кто реально способен наладить жизнь наших городов".
Впрочем, большинство избирателей делать свой выбор отказались. Явка в этот раз — крайне низкая. Скорее всего, именно это и обеспечило социалистам такие невысокие показатели. Да и сводить счеты с Олландом — это как бить лежачего: его рейтинг уже ниже 20 процентов, дальше падать просто некуда.
Заместитель директора Французского института общественного мнения Фредерик Даби констатирует: "Левые сильно сдали, а вот рывок "Национального фронта", который был представлен лишь в 600 муниципальных образованиях, показателен. Только один избиратель из трех имел возможность проголосовать за ультраправых, так что результат в семь процентов по всей Франции заставляет говорить о серьезном потенциале.
Вместе с тем, многие растущей популярности ультраправых побаиваются: "Это логичный результат. Социалисты платят за отрицание реальности, но подъем ультраправых заставляет волноваться за будущее страны. Я как британка просто в шоке от итогов выборов. Националисты так высоко! Если это и есть мейнстрим французской политики , для меня это повод для серьезной обеспокоенности".
Впрочем, эксперты называть итоги первого тура "правым поворотом" во Франции пока не склонны. Говорят, что в большинстве случаев у кандидатов "Национального фронта" мало шансов на победу во втором туре. Рассчитывать на нее могут лишь 5-6 городов.