Больше недели нет достоверных сведений о судьбе пропавшего в районе боевых действий на востоке Украины фотокора агентства "Россия сегодня" Андрея Стенина. Вместе с ним 5 августа пропали и местные журналисты из агентства "Информационный корпус" (Icorpus) Сергей Коренченков и Андрей Вячало. Киев официально пока не ответил на призывы и российских, и отечественных правозащитных организаций сообщить о судьбе Андрея Стенина и освободить его.
В международном Комитете защиты журналистов сегодня заявили, что украинские власти должны разъяснить, в каком статусе в стране находится Стенин. В заявлении Комитета говорится: "Если россиянин задержан, Киев должен отпустить его и позволить свободно освещать события".
Обеспокоенность судьбой фотокорреспондента МИА "Россия Сегодня" выразили и в Международной организации "Репортеры без границ" (Reporters sans frontiers, RSF). Там также призвали к немедленному освобождению журналиста.
"Мы очень обеспокоены судьбой нашего коллеги Андрея Стенина и искренне надеемся, что с ним все в порядке. Мы призываем тех, кто удерживает его, немедленно его освободить. Наша организация глубоко обеспокоена потоком произвольных арестов журналистов на востоке Украины и призывает все стороны конфликта остановить эту практику", — заявил накануне вечером РИА Новости глава отдела Восточной Европы и Средней Азии RSF Йоханн Бир.
Это заявление появилось через некоторое время после интервью советника главы МВД Украины Арсена Авакова Антона Геращенко. В интервью латвийской радиостанции Baltkom он заявил о том, что ему известно, где находится Стенин. Более того: Геращенко в этом интервью сказал: "Мы считаем, что Андрей Стенин может быть причастен к пособничеству террористам…"
Российские коллеги Стенина, переживающие за его судьбу, мгновенно опубликовали в своих СМИ эту информацию. Однако уже через пару часов Геращенко в комментарии украинским СМИ отрекся от своих слов.
"Я говорил в том интервью, что, возможно, он задержан спецслужбами, а возможно, убит сепаратистами. У меня нет никакой информации о нем, а российские СМИ просто выхватили фразу из контекста", — заявил украинскому порталу Вести.Ua Антон Геращенко.
Примечательно, что советник главы украинского МВД даже не задумался в этом комментарии о том, что произносит нелепость: интервью он давал не российскому, а латвийскому СМИ. Более того: оно прозвучало на радио, так что "выдернуть из контекста" какую-либо фразу крайне сложно.
Латвийские журналисты, видимо, удивленные таким заявлением Геращенко, выложили на сайт аудиозапись интервью Антона Геращенко. На записи четко слышно, как на вопрос: "Известно ли вам, где находится Андрей Стенин?" в самом начале разговора Геращенко четко отвечает: "Да, известно".
Данную фразу трудно истолковать двояко. При этом возникает резонный вопрос: когда лгал советник главы МВД Украины: когда говорил, что ему известно, где Андрей Стенин, или же когда уверял, что "его не так поняли"?
Впрочем, в этой ситуации для Геращенко куда ни кинь – везде клин. Ведь если он действительно не знает, где находится российский фотокор, это значит, что Министерство внутренних дел Украины не контролирует ситуацию в стране и не владеет информацией о таких резонансных задержаниях, как в случае с журналистом крупнейшего в России информагентства.
Если же он знает, где Андрей Стенин, то почему до сих пор, несмотря на призывы (в том числе и западных правозащитников) украинские власти хотя бы не сообщили о том, где точно находится российский журналист?
Не хочется думать, что молчание Киева скрывает страшную правду, которую украинские власти боятся сообщить мировой общественности.
Посольство России на Украине 15 августа направило в МИД страны вторую ноту с просьбой прокомментировать вероятное задержание журналиста Андрея Стенина украинскими службами безопасности. Ответа до сих пор нет.
Фотокор Андрей Стенин и два местных журналиста пропали 5 августа на юго-востоке Украины. С тех пор об их судьбе ничего не известно. МИА "Россия сегодня" продолжает акции в поддержку своего сотрудника. Минувшим вечером на здании агентства появилась лазерная надпись: "Освободите Андрея". Эти же слова, только мелом, написали на асфальте.