Украина стала главной темой большого разговора Владимира Путина с участниками форума "Селигер". Первый вопрос молодых учёных — что нужно сделать, чтобы на Украине прекратилось кровопролитие? Президент назвал единственно возможный путь: Киев должен начать предметные переговоры с юго-востоком.
Владимира Путина на "Селигере" встречают громом аплодисментов. В большом шатре — молодые преподаватели, историки, философы, социологи, политологи со всех без исключения регионов России. Разговор стремительно начинается с самого острого — украинского вопроса. Что нужно сделать, чтоб закончить кровопролитие?
"Я видел, что происходит. Видел реакцию матерей, жен военнослужащих украинской армии, которые оказались в этом окружении, ну, это трагедия тоже и для них. Именно поэтому я обратился к ополчению Донбасса с целью открыть гуманитарные коридоры, чтобы люди могли выйти. Многие там сидят уже без воды и пищи несколько дней, боеприпасы кончились. Дайте им возможность уйти! Последняя информация такая — руководство командования украинской армией приняло решение не выпускать их из этого котла, а предпринимают попытки раздвинуть силы ополчения и выйти с боем. Я думаю, что это колоссальная ошибка, которая приведет к большим человеческим жертвам. А теперь, по сути, вообще-то огромная трагедия, до которой мы дошли — столкновения на Украине. Мне кажется, что русский и украинский народ — это практически один народ, кто бы чего ни говорил. То, что происходит сегодня на Украине — это огромная, наша общая трагедия. И нужно сделать все для того, чтобы она прекратилась, как можно быстрее", — отвечает президент.
И сделать это можно единственным способом — сесть наконец за стол переговоров, на котором не будет пирожков с Майдана.
"Кто бы мне что ни говорил, и мы все с вами тоже это понимаем, дураков-то нет, мы же видели, эти символические пирожки, которые раздавались на Майдане. Информационная поддержка, политическая поддержка — это что означает? Полное вовлечение и Соединенных Штатов, и европейских стран в этот процесс о смене власти — насильственной, антиконституционной смене власти. А та часть страны, которая с этим не согласилась, она подавляется грубой военной силой, с использованием самолетов, артиллерии, систем залпового огня и танков. Если это сегодняшние европейские ценности, то тогда я просто в высшей степени разочарован. И поэтому я вполне могу понять ополчение юго-востока Донбасса, Луганска, что они предприняли попытки. Почему они называют эту операцию военно-гуманитарной? В чем смысл сегодняшний действий? Отодвинуть от крупных городов артиллерию и системы залпового огня, чтобы они людей не могли убивать. И что мы слышим в ответ от наших западных партнеров? Что они не могут этого делать. Они должны позволить всем себя растерзать, убить, и тогда они будут хорошими? Надо сесть за стол переговоров. Вы знаете, позиция наших партнеров, она вот к чему сводится. Я уже для себя это уяснил. — Да, надо садиться за стол переговоров, но пока нужно дать властям Украины и немножко пострелять. Может быть, они быстренько наведут там порядок. Но не получается, надо уже это осознать и надо заставить украинские власти именно предметно начать эти переговоры — предметно", — говорит глава государства.
Хотя бы в одном вопросе с Петром Порошенко договориться удалось — о возвращении в Россию группы десантников, оказавшихся на территории Украины.
"И на нашей территории оказывались украинские военнослужащие, причем, в гораздо большем количестве. Один раз — 450 человек вышло, другой раз еще 60, вот совсем недавно еще 60 и многие с оружием. Были случаи, когда они вы ходили на нашу территорию и говорили, что они заблудились просто — на бронетехнике с оружием. Я верю, что они заблудились, потому что там же нет маркированной границы. Это вполне возможно. Так что, я считаю, что это вопрос технический. Мы с Петром Алексеевичем Порошенко об этом говорили. И он заверил меня в том, что российские военнослужащие будут переданы России так же, как мы передавали и передаем до сих пор военнослужащих украинской армии. Более того, вы знаете, мы оказывали им медицинскую помощь, лечили в наших больницах, госпиталях, поэтому все основания есть надеяться на то, что мы будем взаимно корректны в этом смысле", — считает президент.
Разговор с участниками форума — а здесь сплошь молодые интеллектуалы — обещает быть горячим. В какой-то момент Владимир Путин снимает куртку. Президент сегодня в неформальных джинсах и кардигане, который тут же оценивает девушка Анна из Университета дружбы народов.
Еще одна актуальная тема. Президента спрашивают, нужна ли в вообще ООН, если организация по сути обслуживает интересы единственного государства? Америка сначала бомбит Югославию, в потом развязывает войну в Ираке.
"У нас в свое время говорили, мы чего не начинаем делать, у нас все автомат Калашникова получается. Вот сейчас у меня впечатление такое, что американцы к чему ни прикоснутся, у них всегда Ливия получается или Ирак. Мы были против того, чтобы применялась сила в Ираке, так же как Франция или Германия были против, но, во-первых, уникально само по себе, что такие страны как Франция и Германия вместе с нами выступали против позиции Соединенных Штатов, это уже о многом говорит. Если сегодняшние лидеры Европы далеки от того, чтобы проявлять самостоятельность, то это не значит, что тенденция пропала", — отвечает Путин.
Историки демонстрируют глобальность мысли — вспоминают о столетнем юбилее начала Первой мировой и о том, как важно всем мировым державам без исключения лечить историческую амнезию и учить уроки истории. А Россия всегда будет сторонником политического диалога.
"Россия далека от того, чтобы втягиваться в какие-то крупномасштабные конфликты, и мы этого не хотим и не собираемся делать. Естественно, мы всегда должны быть готовы отразить любую агрессию в отношении России. Всегда наши партнеры, в каком бы состоянии ни находились их государства и какой бы внешнеполитической концепции они ни придерживались, должны понимать, что с нами лучше не связываться. Но, слава богу, думаю, что никому и в голову не приходит сегодня развязывать какой-то крупномасштабный конфликт с Россией. Я хочу напомнить, что Россия является одной из наиболее мощных ядерных держав. Это не слова, это реалии. Более того, мы укрепляем наши силы ядерного сдерживания, наши вооруженные силы. Они действительно становятся более компактными и более эффективными, более современными с точки зрения оснащения современными системами вооружения", — говорит президент.
Сегодняшний день России в историю войдет в том числе и как эпоха возвращения Крыма домой. А это, — подчеркивает Путин, — в том числе вопрос безопасности жителей полуострова.
"Я думаю, что, если выбирать между тем, что происходит на Донбассе и как люди в Крыму живут, то любой здравомыслящий человек выбрал сегодняшнее состояние Крыма. Я уже не говорю о душевном порыве, который крымчане испытывали и до сих пор испытывают при воссоединении с Россией, и за что, мы, кстати говоря, очень благодарны крымчанам, потому что они продемонстрировали, что такое патриотизм. Но это не значит, что нет бытовых вопросов, проблем связанных с признанием. Думаю, что это будет решаться долго и нудно. И для меня это странно, потому что действительно то, что произошло в Сербии, с Косово, -это говорит о том, что когда есть политическая воля и желание, то очень легко признаются те решения, которые в Косово произошли либо произошли в Крыму. Кто может отказать народу в праве на самоопределение? И когда я со своими западными коллегами на этот счет дискутирую, ответа на это нет", — говорит президент.
Участники форума вспоминают Виктора Януковича и прямо задают вопрос, не пыталась ли в свое время Россия протолкнуть его кандидатуру на выборах.
"Мы Виктора Федоровича Януковича не проталкивали и не пропихивали. Я хочу, чтобы вы знали и в России это знали, и на Украине, ничего подобного никогда не было. Россия всегда поддерживает действующую власть. Вот так было и во времена президентства Кучмы. Когда его президентство заканчивалось, я у него прямо спросил, кого Россия должна поддержать на следующих президентских выборах. Он мне сказал — Януковича. Мы так и сделали", — объясняет глава государства.
Молодые политологи в преддверии единого дня голосования — сразу 30 регионов выберут губернаторов — обсуждают устройство политической системы, а еще о том, есть ли в стране оппозиция, и есть ли у оппозиции шансы на власть.
"То, что мы создали, соответствует сегодняшнему уровню развития нашего общества, нашего государства, но на мой взгляд, основные каркасы политической системы созданы. Ведь у нас, знаете, такая своеобразная страна, мы то заставляем бояр бороды отращивать, то рубим бороды, то отращивать заставляем, то опять рубим, но вот, с чем это связано. В экономике так же. Когда наступает кризисное явление в экономике и отдельных стран и мировой экономике, сразу поднимается уровень государственного регулирования, и все начинают говорить, что без этого невозможно, государство должно взять это и то. Как только экономика из кризиса выходит, говорят, что это вериги, цепи, которые не дают двигаться вперед", — поясняет президент.
На Селигере говорят об увеличении рождаемости и развитии АПК, о санкциях и ответных мерах, о сельском хозяйстве и образовании: а гость из Дагестана выступает с экстравагантным предложением – после президентского срока возглавить республику. Путин благодарит за доверие, но иронично отвечает, что не знает, сможет ли победить московскую бюрократию.
2,5 часа длилась встреча Владимира Путина с участниками форума. В этом году на "Селигере" новый девиз — "Территория смыслов". К разговору с президентом эти слова относятся в полной мере.