Тема:

Саммит АТЭС-2014 10 лет назад

Саммит АТЭС: Путин призвал к равноправному партнерству


фото EPA

Первый день саммита АТЭС принес несколько значимых новостей. Настолько значимых, что они даже укрепили курс рубля на валютном рынке. Для Владимира Путина его программа началась с двусторонних переговоров, а также общения с деловым сообществом. Встреча с президентом США Бараком Обамой тоже произошла.

В Пекине несколько часов назад завершился первый день саммита АТЭС. День, который принес несколько значимых новостей, причем, настолько значимых, что они даже укрепили курс рубля на валютном рынке. Для Владимира Путина, представляющего на саммите Россию, сегодняшняя программа началась с двусторонних переговоров, а также общения с деловым сообществом, то есть, с потенциальными инвесторами. Ждали и его встречи с Бараком Обамой — и она в итоге тоже произошла.

Председатель Си не преувеличивал — уже начало саммита АТЭС незабываемо. Пекин горит огнями, как на открытии Олимпиады. А прибытие лидеров — как красочный спектакль. Перед кортежами, как будто расстилается дорожка. Китайское гостеприимство с инновациями.

Под национальные мелодии — в национальных китайских костюмах. Мужчины — в шелковых рубашках, больше напоминающих френч. У президентов-женщин — шелковые жакеты. Практически все выходят из китайских лимузинов. Американский президент Обама — из своего бронированного Линкольна. Толщина брони, а также подлетевшая охрана, явно выбиваются из общей картины. Но организаторов успокаивают — так всегда. Барак Обама, будто в подтверждение, привычно жует жвачку.

Президент Владимир Путин прибывает последним из гостей. И, оказывается, что у него, у председателя Си Цзыньпиня, и у президента США рубашки одинакового бордового цвета. В китайском церемониале, где ничего не случайно, тут же углядели это выделение ключевых в регионе держав.

И, действительно, именно к этим лидерам сегодня приковано особое внимание. Владимир Путин, несмотря на долгую вчерашнюю беседу, опять что-то живо обсуждает с главой КНР. С Обамой у председателя Си беседа завтра. И как она пойдет — неясно. Накануне китайская государственная газета "Глобал Таймс" назвала президента США "банальным политиком, не отвечающим за слова". А к словам в Пекине — сегодня прислушиваются особенно.

Владимира Путина бизнесмены из 130 крупнейших мировых компаний приветствовали стоя. Как один снимали на смартфоны. И первое же, о чем спросили — про курс российского рубля. "У нас сегодня наблюдаются спекулятивные прыжки курса, но, думаю, это в ближайшее время тоже прекратится, имея в виду те действия, которые Центральный банк предпринимает в ответ на действия спекулянтов, — ответил Путин. – И, должен сказать, что вот эти события на валютном рынке, который мы сейчас видим в России, абсолютно не связаны с фундаментальными экономическими причинами и факторами. Все это придет в соответствующее равновесие".

Путин еще раз показал, что значит Азиатско-Тихоокеанский регион для России. Не просто половина всей мировой торговли и 2/3 мирового ВВП. Это и огромный рынок, и богатые потенциальные инвесторы. Следующий сигнал — для них. "Долгосрочные цели развития страны остаются неизменными. Россия сохраняет макроэкономическую стабильность, и мы считаем это одним из наших достижений, — сказал президент РФ. — Будем этим дорожить и в будущем. Будем проводить сбалансированную, аккуратную бюджетную политику. Наращивания госдолга не будет. Планируем удерживать его на безопасном, контролируемом уровне менее 15 процентов ВВП.

То есть российский президент еще раз призвал страны АТЭС к равноправному партнерству. Президент Обама тоже призывал, но по-другому. "Этот год, конечно, стал годом суматохи и неуверенности, — сказал Обама. — Это и включает в себя и нашу борьбу с такими террористическими организациями как ИГИЛ, борьба с лихорадкой Эбола. Но одно осталось неизменным — это американское лидерство!"

У Путина предприниматели все больше спрашивали про анонсированный возможный переход в расчетах на региональные валюты. Рубли и юани. Это тоже — восточный поворот? "Если мы перейдем к крупномасштабной такой работе, это будет означать, что влияние доллара, скажем, в мировой энергетике будет объективно снижаться, — ответил он. – И, на самом деле, это неплохо ни для мировой экономики, ни для доллара. Чем более разносторонними будут возможности расчетов в этой сфере, тем стабильнее будет положение и в мировых финансах, и в мировой энергетике". Оказалось, что в совместных российско-китайских компаниях это уже практикуют. И успешно.

"Как можно использовать удачный опыт в успешных китайских проектах в России для стимулирования, привлечения новых китайских инвесторов?", — спросила президента РФ одна из китайских участниц саммита. "Вот, если вы будете на таких форумах рассказывать, как вы успешны в России, это подвигнет и других ваших партнеров и наших друзей к входу на российский рынок и организации работ. То, что вы сейчас сказали, это уже прекрасная реклама работы на российском рынке. Я вас с удовольствием обнял бы и расцеловал. Спасибо большое", — ответил Путин.

После этого у Владимира Путина состоялся целый ряд двусторонних встреч. Он познакомился с только что избранным президентом Индонезии Джоко Видодо. А это, кстати, по численности населения — четвертая в мире страна. И там заинтересованы, чтобы Россия строила им железные дороги. А вот с директором-распорядителем Международного валютного фонда Кристин Лагард разговор, конечно же, о рубле.

Про торговлю, в масштабах всего АТЭС, речь пойдет завтра. В главный день саммита. Но еще одна интрига разрешилась уже сегодня. Владимир Путин и Барак Обама все-таки встретились. "Это был краткий контакт, не беседа — сообщил пресс-секретарь российского президента. — Они поприветствовали друга, перекинулись парой фраз. Но, исходят из того, что в ближайшие дни им еще представится переговорить, возможно, это было в ожидании еще одного грандиозного фейерверка, в честь АТЭС.

И здесь китайцы все сделали в едином сценарии. Финал светового шоу — это анонс ключевого завтрашнего дня. Лидерам предстоит собраться в очень красивом месте — на озере Яньциху. В 50 километрах от Пекина. Туда специально не пускали камеры. Видимо, чтобы в очередной раз чем-то удивить.