В мексиканском штате Герреро были опознаны останки одного из 43 студентов, пропавших в конце сентября. Об этом сообщил генеральный прокурор страны Хесус Мурильо Карам. В связи с этим по всему штату объявлен трехдневный траур.
Трехдневный траур
"Хочу объявить, что, начиная с этого момента и на три дня, на всей территории штата объявляется траур в честь и память об Александре Море Венасио". Эти слова произнес временный губернатор штата Герреро Рохелио Ортега. Одновременно соответствующая запись появилась в его микроблоге Twitter. Причиной стала подтвердившаяся накануне идентичность полуобгоревших человеческих останков, обнаруженных в реке: ДНК одного из 43 студентов, бесследно пропавших в конце сентября недалеко от города Игуала.
Накануне информацию об идентичности ДНК огласил генеральный прокурор Мексики Хесус Мурильо Карам. Президент страны Энрике Пенья Ньето выразил свои соболезнования родным погибшего студента и пообещал найти всех причастных к его смерти и предать их суду.
Массовое похищение
Группа из 43 студентов пропала в штате Герреро 26 сентября. В этот день группа примерно из 80 человек, большую часть которой составляли учащиеся педагогического колледжа, на нескольких автобусах направилась в город Игуала, чтобы устроить там акцию протеста против реформы образования. Однако до города студенты не доехали – по дороге их остановили полицейские машины, которые открыли по автобусу огонь.
После того, как автобусы остановились, части студентов удалось сбежать. Всех остальных полицейские погрузили в грузовики и увезли в неизвестном направлении. На следующий день студенты, которым накануне удалось скрыться, приехали в город и потребовали освободить своих товарищей, однако нигде их не обнаружили.
Хотели испортить праздник
Когда история стала приобретать общенациональный резонанс, начались массовые аресты полицейских, принимавших участие в задержании студентов. Выяснилось, что они получили команду не везти студентов в участок, а передать их членам наркокартеля Gerreros Unidos, что и было сделано. Вскоре после этого начались аресты членов наркокартеля, причем среди арестованных лидеров картеля оказался Саломон Пинеда, приходившийся шурином мэру Игуалы Хосе Луис Абарка.
Выяснив столь высокую степень родства с предполагаемыми убийцами, следователи отправились к мэру, чтобы вручить ему повестку в суд, но не успели. Выяснилось, что в этот же день он явился на Конгресс и попросил дать ему 30-дневный отпуск по состоянию здоровья. Вместе с мэром пропала вся его семья – следователи обнаружили резиденцию совершенно пустой.
Хосе Луис Абарка и его жена Мария де лос Анхелес Пинеда были арестованы лишь 4 ноября. Выяснилось, что в день, на который студенты запланировали акцию протеста, в Игуале проходила конференция в честь организованного женой мэра социального проекта. Крупномасштабная акция протеста таким образом могла сорвать планы Марии Пинеды и испортить ей праздник. Характерно, что, отвечая на вопрос о студентах на следующий день после их исчезновения, мэр заявил, что ему об этом ничего не известно, так как он весь день провел на конференции и последовавших за ней праздничных мероприятиях.
Проблемы на всех уровнях
Произошедшее в Герреро шокировало всю Мексику. Хотя похищения и внесудебные казни – не редкость в стране, не первый год раздираемой картельными войнами, в первый раз настолько очевидными — в прямом смысле - стали родственные связи местных властей с преступными группировками. Часть полицейских Игуалы была арестована, еще часть отстранена от службы из-за неполного служебного соответствия. Произошедшее также стоило политической карьеры губернатору штата – 26 октября он подал в отставку, чтобы обеспечить прозрачность следствию. 6 декабря его примеру последовал министр безопасности Мехико Хесус Родригез Альмейда.
Всю страну охватили массовые протесты с требованием найти пропавших студентов. Нередко они перерастали в столкновения с полицией: так, во время акций в Мехико был атакован президентский дворец и сожжена автобусная станция, а в Акапулько протестующие на несколько часов заблокировали международный аэропорт. Масла в огонь подлило и затянувшееся отсутствие президента Ньето, который сначала отправился на саммит АТЭС в Пекин, а оттуда – на саммит G20 в Брисбен. В адрес самого президента все громче стали звучать обвинения в коррупции и неспособности справиться с ситуацией в стране.
Сожгли дотла
Между тем на фоне непрекращающихся протестов продолжалось расследование, которое открывало все более страшные и шокирующие подробности того, что произошло в ночь похищения. Согласно показаниям арестованных членов картеля, они отвезли машины со студентами на городскую свалку, причем, по приезду выяснилось, что многие умерли по пути от удушья. Оставшихся бандиты, чьи имена сейчас выясняются, несколько часов жестоко пытали, а затем убили, скинули в яму с мусором и жгли на протяжении 12 часов.
После этого то, что осталось от тел, было упаковано в мусорные пакеты, которые сбросили в ближайшую реку.
Несмотря на то, что семьи студентов держал в курсе лично генеральный прокурор, в ходе одной из конференций продемонстрировавший им обгоревшие останки и видеозаписи пыток, многие родственники и друзья пропавших продолжало настаивать на том, что студенты живы. Расследование на вопрос соответствия ДНК обнаруженным останкам родные потребовали передать на рассмотрение в независимую Межамериканскую комиссию по правам человека. Примечательно, что в ходе поиска пропавших студентов было обнаружено более 10 массовых захоронений, идентификация останков в которых раз за разом давала отрицательный результат на соответствие ДНК.
Общенациональный план
Признавая общесистемный характер кризиса, Энрике Пенья Ньето 28 ноября анонсировал общенациональный план по борьбе с преступностью. План предусматривает масштабные чистки и кадровые перестановки в муниципальной полиции, а также создание единой службы спасения по аналогии с американской службой 911.
Жители Мексики, тем не менее, не испытывают энтузиазма по поводу президентской инициативы. В стране каждый год пропадает без вести по несколько тысяч человек, причем большую часть из них так никогда и не находят. И это несмотря на то, что крупномасштабные планы по борьбе с преступностью уже утверждались в 2004 и в 2006 годах, однако не помогли избежать трагедии, ославившей Игуалу и всю Мексику на весь мир.