Украину захлестнула волна материнских протестов. Родственницы тех, кого отправили воевать на юго-восток в составе армии или Нацгвардии, перекрыли автотрассу Киев-Чоп. Они требуют прекращения войны и возвращения домой сыновей и мужей. Депутатам, которые выступают за силовое усмирение восточных регионов, протестующие предложили самим идти воевать. Депутаты 26 июня обсудят государственную реформу, предложенную президентом Порошенко.
Несмотря на то, что на этой неделе Верховная рада не собирается на заседания, уже 26 июня президент Порошенко направит в парламент свой проект изменений в конституцию. Речь в нем идет о децентрализации власти. Именно децентрализацией, то есть передачей максимальных полномочий из Киева в регионы, власть хочет заменить федерализацию, на которой настаивали восточные области, что в итоге и спровоцировало там референдумы о самоопределении, и образование Донецкой и Луганской республик.
Но в Киеве до сих пор считают: предложенное с опозданием изменение конституции еще может скрепить те самые швы, по которым трещит страна.
Это должна была быть встреча представителей местного самоуправления и чиновников госаппарата. И приезд президента заранее не анонсировался. Встреча называлась "День диалога", а получился монолог, в котором Порошенко и обозначил будущие отношения Киева с областными центрами.
"После избрания прямым голосованием избирателей вы получите исполкомы своих советов. И одновременно будете главенствовать на заседаниях совета. Исполкомам будут делегированы функции государственной власти, затраты на осуществление тех полномочий будут компенсированы государственным бюджетом. На местах останется значительная часть налогов, собранных на территориях органов местного самоуправления", — пояснял суть законодательных новелл президент Украины Петр Порошенко.
Таких привилегий, утверждает Порошенко, у регионов в истории Украины не было. Но работать они все равно начнут не раньше осени.
Что касается использования русского языка, то здесь украинский президент предлагает отдать этот вопрос на откуп местным властям. Но по конституции единственным государственным — все равно останется только украинский.
Местный информационный канал "24" на своей официальной интернет-странице сопроводил эту новость недвусмысленной картинкой с подписью: "Учи украинский, это тебе пригодится!"
Как "правильно" освещать события на востоке, украинским журналистам рекомендует независимый Медиапрофсоюз и Союз журналистов Украины.
Они выпустили специальную памятку. Например, просят "избегать показа трупов". Но не потому, что эти кадры страшны сами по себе, а потому что "вид покойников может деморализовать родителей, которые сделают все, чтобы их сын не попал на фронт". А это не укладывается в логику Киева, который, несмотря на перемирие, призывает вооружаться и пополняет батальоны.
Или вот еще из рекомендаций: "Не помогайте врагу дезориентировать граждан Украины – многие из них, слыша названия батальонов, колеблются – украинские это или российские подразделения. Вместо официальных названий батальонов, как "Айдар", "Днепр", "Азов", лучше употреблять словосочетание "украинские военные", в "одном из территориальных батальонов", "украинская армия". Вместо батальона "Восток" лучше говорить "кадыровские наемники" и так далее".
Что это, если не дезинформация? Тем более, те репортеры из Западной Украины, которые побывали в Луганске, говорят обратное.
"Это реально адекватные люди, реально ни одного чеченца среди них, — рассказывает украинский журналист Руслан Коцаба о своей поездке на восток Украины. — Я бы сказал, это мотивированные люди".
— А какая мотивация?
"Знаете, у них мотивация: это уже не Майдан, уже война, антитеррористическая операция. Но все начиналось как Майдан, они реально хотели отделиться от Киева, который требовал налоги, людской ресурс, голоса избирателей, а фактически оставлял их со своими проблемами", — поясняет Руслан Коцаба.
То, что консультации между Киевом и представителями народных республик все-таки начались, даже в окружении Порошенко вызывает двоякие чувства. Одни предлагают переговоры продолжать, другие — радикально настроенные — требуют действовать силой. И осуждают появление в переговорном процессе Виктора Медведчука, заявив, что он представляет сторону "республиканцев". Сам Медведчук сегодня это опроверг, и рассказал что с миротворческой миссией вместе с Кучмой его делегировал Киев.
"Ни в Донецке, ни ранее я никогда не представлял интересы ДНР и ЛНР. В составе посреднической переговорной группы вместе с народным депутатом Нестором Шуфричем мы вели и ведем переговоры с представителями ДНР и ЛНР для достижения мирного урегулирования конфликта на востоке Украины. Информация, которая якобы распространена от имени ОБСЕ, является недостоверной", — заявил Виктор Медведчук.
Вообще обещания — пока единственное, что слышно из Киева. А еще — желание полностью закрыться от России. Под Харьковом уже роют противотанковый ров. А на заседании украинского кабмина приняли решение об инженерно-техническом обустройстве границы.
Тот ли это проект, что предлагал олигарх Коломойский, когда говорил о возведении вдоль всей границы металлического забора с пущенным по нему током, в правительстве не уточнили.