В центре Москвы выстрелами киллера убит человек, которого считали главным бандитом России. Уроженец Грузии, курд по национальности, Аслан Усоян получил свой первый срок уже в возрасте 19 лет. В советские времена в Тбилиси он обкладывал данью подпольных цеховиков. Его криминальный псевдоним — Дед Хасан. Похороны прошли на Хованском кладбище в Москве. Хотели было увезти тело в Грузию, но о "зеленом коридоре" не договорились. О преступлении и преступлениях — корреспондент программы "Вести-Дежурная часть".
На прощание с Асланом Усояном в Москву, по оперативным данным, до сих пор съезжаются участники различных ОПГ, которые хотят проводить в последний путь своего криминального патрона. Деда Хасана застрелили в минувшую среду, у черного входа в ресторан "Старый Фаэтон".
В Аслана Усояна стреляли из дома, который расположен напротив ресторана. Киллер заранее выбрал эту точку. Дело в том, что окна сразу трех подъездов смотрят на черный вход ресторана. Но только с одной стороны стрельбе не мешают деревья.
Киллер поджидал жертву. Когда Аслан Усоян вышел из своей машины, прозвучали выстрелы. Ранения получила и официантка ресторана. Убийца выпустил шесть пуль из автомата "Вал", который стоит на вооружении спецподразделений. Из такого же в июне 2009-го был убит министр внутренних дел Дагестана Адильгерей Магомедтагиров. Тогда заказ исполняли сотрудники спецназа МВД.
На месте, с которого стреляли в Усояна, найдены гильзы, раскладной стульчик, окурки и отпечаток ладони. Жильцы дома рассказали, что ничего подозрительного не видели. Но все прекрасно знали, кто такой Дед Хасан.
Предполагаемых убийц запечатлела камера наблюдения. На кадрах — двое мужчин с большим пакетом заходят в подъезд, а третий — так называемый "маячок" — ведет наблюдение с улицы. Преступники знали, что ресторан "Старый Фаэтон" был офисом Аслана Усояна. Здесь он принимал гостей и "решал вопросы". Ресторан, пожалуй, был единственным местом, где у киллера был шанс выполнить полученный заказ.
В 2010 на Аслана Усояна уже покушались. Дед Хасан был тяжело ранен, но выжил, значительно усилил охрану и переехал жить в Подмосковье. Многие тогда заговорили о войне преступных кланов.
"Все потихоньку подходило к тому, что вот этот конфликт, который возникал между Усояном и преступным сообществом, должен был найти свой исход, — рассуждает шеф-редактор газеты "Столичный криминал" Эрик Котляр. — Его пытались угомонить, его пытались вразумить, ему говорили – "Остановись, твое время прошло, успокойся". Он ни в какую попятную не шел".
Аслан Усоян начал свой путь в преступном мире в 19 лет. Последний тюремный срок отбыл в 1984 году и своего воровского статуса не скрывал. Главным врагом Усояна с 2008 года называют Тариела Ониани по кличке Таро. Сейчас он — в колонии. Их конфликт начался, когда соратник Деда Хасана — Шакро Молодой — попал в испанскую тюрьму. Усоян вместе с Ониани пытались поделить бизнес заключенного. В какой-то момент в противостояние вмешался Вячеслав Иваньков (он же – Япончик) и встал на сторону Усояна.
Ониани попытался уладить конфликт на так называемой сходке и пригласил туда Япончика. Но на встречу, которая проходила на Пироговском водохранилище, приехали оперативники. Полицейским удалось задержать 39 так называемых "воров в законе". По некоторым данным, Япончику этого не простили. Снайпер выстрелил в Вячеслава Иванькова, когда тот выходил из ресторана "Тайский слон". От ранения в живот Япончик умирал несколько месяцев. Похороны авторитета прошли с большой помпой.
Вскоре был убит другой авторитет — Шабтай Калманович, который, возможно, и стоял за покушением на Япончика. Таким образом начался новый виток криминальной войны.
"Если вы обратите внимание — один и тот же почерк, — отмечает бывший адвокат Вячеслава Иванькова Марк Крутер. — И Япончик выходил из своего любимого "Тайского слона", и Дед Хасан — из своего любимого ресторана. Это было ожидаемое событие. Усоян был такой фигурой, которая кому-то серьезно помешала".
Есть еще одна версия. По ней — у Аслана Усояна был конфликт с новоявленными авторитетами, которые в конце декабря-2012 устроили встречу в Объединенных Арабских Эмиратах и решали судьбу Деда Хасана. Руководили встречей, по оперативным данным, Джемал Микеладзе, Мераб Сухумский, а также Ровшан Джаниев. Последний известен тем, что начал свой путь в преступный мир, застрелив убийцу своего отца прямо в зале суда. Вот и в убийстве Аслана Усояна главным мотивом могла быть месть. По некоторым данным, Усоян лишил воровского статуса одного из авторитетов.
"Для сотни посвященных авторитетов никакой интриги не было, — убежден заместитель директора Агентства журналистских расследований Евгений Вышенков. — Все прекрасно понимали, что это решение принял Мераб Сухумский вместе со своим другом Ровшаном Азербайджанским. А уж кто там исполнял — это уже вопрос оперативно-следственных мероприятий".
Уже известно, что многие авторитеты из враждующих кланов покинули Москву. Но сейчас все задаются вопросом, что будет с кланом самого Деда Хасана.
"Усоян не настолько был глуп, чтобы возле него никого не было, — рассуждает бывший следователь по особо важным делам при генеральном прокуроре СССР, адвокат Владимир Калиниченко. — Поэтому сказать, что группировка вот так вот распадется, — да я в это никогда не поверю. И что сейчас разбегутся все его солдаты, — тоже не поверю".
Сторонники Аслана Усояна уже активизировались. Сразу после убийства они под присмотром вооруженной автоматами охраны провели встречу в столичном ресторане "Порто", а на следующий день стало известно имя преемника Деда Хасана. Им стал племянник Аслана Усояна — Дмитрий Чантурия.
Уже ясно, что наряду с официальным расследованием преступления криминальный мир проведет свое. По правилам, установленным в преступной среде, никаких так называемых разборок до похорон быть не должно, так что передел сфер влияния и новые расправы могут начаться уже на следующий день.