Украина возвращается в 2004 год. Верховная рада приняла старую конституцию, передающую ряд полномочий от президента парламенту. Кроме того, до декабря в стране пройдут досрочные выборы президента, а в ближайшее время будет сформировано правительство национального доверия. Все эти решения приняты по итогам изнурительных ночных переговоров, и подписаны Януковичем в присутствии высокопоставленных эмиссаров ЕС с официальной парламентской оппозицией — в лице Кличко, Яценюка и Тягнибока.
Впрочем, пока не похоже, что достигнутые договоренности смогут предотвратить гражданскую войну и очистить столицу от экстремистов. Радикальное движение "Правый сектор" (запрещена в РФ), которое фактически контролирует и Майдан, и улицы Киева, а также улицы других городов западной Украины, провозгласило, что не верит в принятые решения. Лидер "Правового сектора" Дмитрий Ярош объявил, что перечисленных мер недостаточно, и его борьба будет продолжена до полного устранения нынешнего режима. Рассказ о том, что значат эти слова, и насколько сейчас возможно прекращение кровопролития.
Это была ночь тяжелых переговоров, что продолжались девять часов. Водители министров иностранных дел Германии и Польши — посредников в переговорах между Януковичем и лидерами оппозиции — явно успели выспаться. И точно пропустили, как глубокой ночью в администрацию украинского президента — мимо них прошел российский правозащитник Владимир Лукин. Он прилетел в Киев по поручению Путина.
О чем договорились глава государства и предводители Майдана сами оппозиционеры говорить не стали. Кличко, Тягнибок и Яценюк первыми покинули администрацию, и судя по всему — дворами. Перед камерами, как и на Майдане, не появились. Значит, сказать нечего. Высокопоставленные европосредники поспешили скрыться в машинах. И лишь российский омбудсмен Лукин — от Януковича он вышел последним — единственный, кто хоть что-то сказал журналистам. Дав понять — делать выводы еще рано.
Свое кино у польского премьера Туска. Еще до того, как переговоры закончились, он, находясь за сотни километров от Киева, словно пресс-секретарь Януковича, уже озвучил итог договоренностей — Янукович вроде бы согласен на досрочные выборы. Об этом сегодня наверняка вспомнят в Верховной Раде. Накануне, собравшись ближе к вечеру — депутаты тоже разошлись далеко за полночь. Но перед этим успели слегка помахать кулаками.
И принять постановление: антитеррористическую операцию отменить, солдат внутренних войск и "Беркут" отправить в казармы. В общем — прекращение огня, но в одностороннем порядке, только силовиками. Вот только из 450 депутатов в зале чуть больше половины — коммунисты и регионалы не явились. Легитимность такого решения ставят под сомнение даже на Майдане.
"Где точка, не знает ни власть, ни оппозиция — никто на Майдане", — утверждает один из боевиков.
Здесь не сложат оружие, даже если прикажут вожди революции. Гражданская война — все чаще столкновения называют именно так — не заканчивается быстро. Хотя ночью самооборона Майдана отпустила взятых накануне в плен шестьдесят бойцов внутренних войск. Выстроили для них коридор и даже посадили в автобус. Толпа, заведенная экстремистами, хотела устроить самосуд.
"Тут должны стоять люди с оружием, но не стрелять. Чтобы с той стороны почувствовали, что тут есть сила, а не люди с палками и камнями", — кричит один из экстремистов.
Боевики радикальной оппозиции из "Правого сектора" на ночь разошлись по укрытиям. Затишье используют, чтобы перегруппироваться. До позиций силовиков метров триста.
Тротуарная плитка, что летела в кордоны милиции, уже не просто снаряды. Из нее построили настоящие укрепления на улице Грушевского.
Раненых с обеих сторон — сотни. В списке погибших, по данным Минздрава — 75 человек. Боевыми патронами стреляли с обеих сторон. Спецподразделению "Беркут" раздали оружие после того, как по кордонам милиции началась прицельная стрельба снайпера. И улицы Киева опустели.
Баррикады Крещатика — они не только на самом Майдане. Вот вход в один из центральных отелей города. Заколочен наглухо. Так сейчас выглядят все магазины, кафе, рестораны, офисы и банки в центре Киева.
В спальных районах вышли местные жители. Взяв пример с боевиков Майдана, многие радикалы вооружились битами и натянули маски. Они перекрывают въезды в город, и взяв на себя функции правоохранителей — милиции на улицах просто нет, — проверяют все иногородние машины. Говорят, ловят титушек — так здесь называют провокаторов, которых якобы везут в Киев сторонники президента. Но пока не поймали.
Паника, которая началась после слухов о возможном объявлении чрезвычайного положения, кажется, прекратилась. Хотя накануне киевляне сметали продукты с уже полупустых полок. У заправок выстроились вереницы машин. Отчего пробки стали только больше. Когда бака не хватает, бензин разливают по канистрам. Очередь на остановках — общественный транспорт шел с перебоями, очередь к банкоматам метров на пятнадцать — гривна обесценивается. Но власти успокаивают — эти трудности временные. В отличие от уличных беспорядков.