Славянск и Краматорск, почти уничтоженные киевской армией, теперь превращаются в фильтрационные лагеря. После того, как города заняли военные, там начались массовые аресты. Жителей задерживают прямо на улицах. Некоторым приходит СМС-рассылка с призывом добровольно сдаться, независимо от того, поддерживали они ополчение или нет.
После того, как основные силы ополчения покинули Славянск, защищать мирных граждан стало некому. В городе сразу начались массовые обыски и аресты. Под подозрением у силовиков вся мужская половина населения. Обычная картина: группа мужчин, руки связаны скотчем. Единственное предъявленное обвинение — призывной возраст. Милиционеров, которых заподозрили в лояльности к ополчению, укладывают на землю лицом вниз. Мирные жители теперь не знают, что с ними будет дальше. Этот ребенок вынужден скрываться с отцом в подвале, после бомбежки у него явные признаки нервного расстройства.
С пленными обращаются жестоко, невзирая на пол и возраст. Вот депутат верховной рады Олег Ляшко, который на собственные средства финансирует батальон боевиков, с пристрастием допрашивает пенсионера. Этого мужчину задержали во время рейда. При себе у него не было документов. Только на этом основании его доставили на допрос и избили.
Местных жителей не было на Майдане, они были против переворота, новую власть не выбирали, и сейчас открыто выступают за отделение от Украины. Но в Киеве считают, что могут навязывать этим людям свою точку зрения. Официальный Киев заявляет, что армия продолжит силовую операцию. Практически сравняв с землей Славянск и Краматорск, военные теперь концентрируют силы на Донецком и Луганском направлениях.
"Есть четкий стратегический план, разработанный нашим президентом, верховным главнокомандующим, — говорит Михаил Коваль, заместитель секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины. — В нем отмечены два областных центра — Луганск и Донецк. Будет проведена их полная блокада, скоро сепаратисты и бандиты вынуждены будут сложить оружие".
По словам лидеров юго-востока, отход из Славянска был тактическим маневром. С военной точки зрения со всех сторон окруженный город уже не имел никакой стратегической ценности. Но там, в разрушенных домах, остались люди. За которыми армия Новороссии обещает вернуться.
"Болит сердце за людей, которые там находятся, — говорит сопредседатель движения "Народный фронт Новороссии" Олег Царев. — Мы знаем, что сейчас там происходит повальные аресты, чистки, и мы обещаем, что мы этот город освободим.
Самый богатый человек Украины Ринат Ахметов уверен, что силой ничего не решить. Необходимо начать переговоры. "Донецк бомбить нельзя. Донбасс бомбить нельзя. Нельзя разрушать города, нельзя разрушать поселки, нельзя разрушать инфраструктуру. А самое главное, нельзя допустить того, чтобы гибли и страдали люди", — говорит он.
Между тем, так просто сдавать Донецк ополченцы не собираются. На митинге в поддержку самопровозглашенной республики к населению обратился "народный губернатор" Донбасса Павел Губарев. Он назвал действия киевских властей геноцидом. И пообещал в случае дальнейшего наступления развернуть партизанскую войну.