Запрет на импорт в Россию товаров не противоречит нормам ВТО. Он введен из соображений нацбезопасности, пояснил глава российского МИД Сергей Лавров.
"Мы будем использовать весь инструментарий, в том числе инструментарий ВТО, чтобы исключить какие-либо нарушения обязательств наших партнеров перед Россией, — заявил глава российской дипломатии.- Сами мы свои обязательства выполняем. Те решения, которые были приняты в отношении сельхозяйственной продукции некоторых стран-членов ВТО, обусловлены, в соответствии с нормами ВТО, соображениями национальной безопасности".
Лавров, как отмечает "Интерфакс", пояснил, что санкции Евросоюза не существенны, но ограничивают возможности Россельхозбанка по финансированию отечественных аграриев. "Тем самым на нашем собственном рынке сельхозпродуктов создавалась недобросовестная конкуренция в пользу европейских производителей, — пояснил министр. — Второе соображение, которое напрямую связано с национальной безопасностью России, состоит в том, что, если страны объединяются против нас и вводят секторальные санкции против России, то, наверное, эти страны трудно назвать нашими добрыми партнерами".
Обеспечение населения продовольствием, как важнейший аспект безопасности государства, не должно чрезмерно зависеть от поставок из подобного рода стран, заявил глава внешнеполитического ведомства.
16 июля 2014 года в санкционный список США попали Газпромбанк, Внешэкономбанк, компании "НОВАТЭК", "Роснефть", "Базальт", концерн "Радиоэлектронные технологии", НПО машиностроения, концерн "Алмаз-Антей", концерн "Калашников", Уралвагонзавод, Феодосийский нефтяной терминал, а 29 июля — Объединенная судостроительная корпорация, а также ВТБ, Россельхозбанк и Банк Москвы.
С марта американские санкции коснулись 43 человек в России, в том числе в Крыму, а также на Украине и в ДНР, 30 российских компаний.
30 июля заработали европейские санкции в отношении еще трех российских компаний. В список санкций со стороны Евросоюза были включены Российский национальный коммерческий банк, концерн ПВО "Алмаз-Антей" и авиакомпания "Добролет".
31 июля вступили в силу секторальные санкции ЕС в отношении пяти российских банков: Внешэкономбанка, ВТБ, Россельхозбанка, Сбербанка и Газпромбанка.
Гражданам и компаниям стран Евросоюза запрещено покупать или продавать, а также оказывать финансовые услуги по размещению новых облигаций, акций или схожих финансовых инструментов со сроком погашения свыше 90 дней, выпущенных банками, включенными в список. Другие операции в ЕС этим банкам не запрещены.
На санкции Евросоюза коснулись 95 человек и 23 юридических лиц. Совет ЕС утвердил 30 июля и ввел в действие новые ограничительные меры в области торговли и инвестиций в Крыму и Севастополе.
1 августа официально вступили в силу новые экономические ограничения ЕС в отношении России. Европейским странам запрещается обеспечивать финансирование российских компаний, связанное с военной деятельностью.
Запрещается импорт, покупка и транспортировка европейскими странами российских вооружений, военного оборудования, военных машин и запасных частей к ним. Запреты введены на продажу, поставки, передачу или экспорт всех товаров и технологий двойного назначения.
Евросоюз также ввел ограничения на поставки в Россию оборудования и технологий для добычи нефти.
Санкции к российским компаниям ввели также Япония, Канада и Австралия.