Главе "Нафтогаза Украины" озвучена гигантская сумма залога: на свободу он может выйти, заплатив полтора миллиарда гривен — это около 5,5 миллиарда рублей. Вместо того, чтобы решать проблемы с долгами страны и поднимать экономику, новое киевское правительство устроило гонку за коррупционерами. Тем временем в украинских городах свои порядки продолжают наводить бойцы самообороны, от которых люди уже сами готовы обороняться.
Люди в камуфляже — кто-то из них закрывает лицо платком. Попытка рейдерского захвата здания Россотрудничества уже пресечена, но напряженная ситуация возле его офиса сохраняется. Прямо посреди дня в здание организации ворвались боевики, представившиеся 11-й сотней Майдана, и заявили, что тут теперь будет их штаб. Кроме того, сразу же угнали автомобиль. Вернуть его вскоре помогла милиция, которая и остановила рейдерский захват.
Боевики — правда, другие — у здания Россотрудничества остаются. Говорят: теперь для охраны. Их принадлежность определить просто: пресс-секретарь радикального "Правого сектора" (запрещена в РФ) Артем Скоропадский говорит, что его бойцы сейчас работают параллельно с милицией.
"Каждый день происходят какие-то провокации, когда от имени "Правого сектора" люди пытаются захватывать здания, устраивают всякие мародерства", — говорит он.
Сам "Правый сектор" располагается также в помещениях, отобранных у прежних владельцев. Например, на Майдане это офис ИТ-компании "Киевстар". И он — не единственный.
Здание Россотрудничества оказалось в очень опасном соседстве: Борисоглебская, 2, а буквально напротив, через дорогу, на Борисоглебской, 7 — комитет люстрации, один из штабов радикальных "Правого сектора" и партии "Свобода".
Боевики на балконах не скрывают автоматов Калашникова, даже несмотря на объявленное в стране разоружение. Это здание они также взяли силой — раньше здесь размещалась Коммунистическая партия Украины. Теперь классическая постройка больше похожа на военный объект.
Такие попытки рэкета в Киеве, действительно, происходят все чаще. Вот бойцы самообороны требуют у владельца салона красоты денег на содержание Майдана.
- Что надо?
-На камеру? Ну, хорошо. Мы просим у вас помощи.
- Я уже помог.
Оказывается, бизнесмен уже заплатил — и бойцы отправляются дальше. Владельцы небольших лавочек все чаще жалуются на то, что их обкладывают данью. Говорят, встать под защиту самообороны Майдана или "Правого сектора" стоит 25 тысяч долларов. Говорят, милиция уже не защищает — радикалы сильнее.
"Правый сектор уже, по сути, является армией", — говорит Артем Скоропадский.
О разоружении говорили в воскресенье на экстренном заседании правительства. Министр внутренних дел Арсен Аваков заявил, что возвращено три тысячи стволов из 15 тысяч украденных, возвращают и взрывчатку. Выходит, глава МВД косвенно подтвердил: расхищены были не только милицейские, но и военные склады — иначе откуда взяться взрывчатке? Еще одна тема — борьба с коррупцией. Арсений Яценюк говорит: воруют буквально везде.
Главу правительства, а также и. о. президента Александра Турчинова ждали в воскресенье и на народном вече в центре Майдана. Но так и не дождались: отчитываться перед Майданом власти все же не хотят, видимо, понимая, что поддержки тут они уже не найдут. Вместо этого — очередная атака на бизнес: в отставку были отправлены еще несколько руководителей "Нафтогаза Украины". Глава компании Евгений Бакулин — с пятницы под стражей. Для выхода на свободу ему в воскресенье определили беспрецедентный залог: полтора миллиарда гривен — это почти шесть миллиардов рублей. Пока "Нафтогаз" обезглавлен, вести переговоры о долге с "Газпромом" некому. А газа в стране осталось только до мая.