Совет Федерации поддержал предложение Владимира Путина и отменил мартовское постановление, разрешавшее главе государства использовать Вооруженные силы России на территории Украины. Этот формальный шаг привел в движение множество процессов.
Почему формальный? По существующему законодательству главнокомандующий российскими Вооруженными силами, то есть – президент, обязан получить разрешение верхней палаты парламента на применение силы за пределами страны. А вот специальной процедуры отмены подобного разрешения не существует. Подразумевается, что при устранении условий, вызвавших необходимость такого постановления, оно фактически исчерпывает свой ресурс.
Начало переговорного процесса на Украине, поддержанное Россией, устраняет условия, вынуждавшие нашу страну обдумывать возможный вариант вооруженного вмешательства. Что касается "процессов", которые, пользуясь несколько подзабытой терминологией, "пошли" благодаря этой инициативе России, то это более обширная и интересная тема. Президент Украины Порошенко сразу же заявил, что предложение Владимира Путина является "первым практическим шагом" после поддержки Россией его мирного плана. А почему, собственно, Россия должна была делать некий шаг первой? Почему не сами киевские власти?
Конечно, можно прицепиться к такой формулировке и начать доказывать, что события на Украине – внутреннее дело этой страны, что противоборствующие стороны – жители самой Украины, что Россия, крайне заинтересованная в скорейшем мирном решении проблемы, никак не может считаться участником конфликта и так далее. Впрочем, и МИД России, и сам президент неоднократно об этом говорили.
Мне кажется, тут дело — в другом. Россия, в очередной раз, нашла решающий аргумент, причем в самый последний момент. Вспомните, что предшествовало предложению нашей страны о механизме ликвидации химического оружия в Сирии? До начала крупномасштабного военного вторжения на территорию Сирии оставались, можно говорить, считаные часы. Но как только это предложение прозвучало, и участники самого сирийского противостояния, и Запад самым активным образом его поддержали. Более того, начали реально претворять это предложение в жизнь. Сейчас, как мы знаем, химического оружия в Сирии уже нет.
Мне могут возразить, что за этим не последовало окончания военных действий в Сирии. Да, это так. Но, позвольте, причем тут Россия? Ее роль уже была сыграна, вовремя и в необходимом объеме.
Сейчас происходит нечто очень похожее. Ведь еще перед президентскими выборами Порошенко, претендовавший на высший государственный пост, обещал с 26 мая убрать с "западного фронта" призывников, а профессионалам платить по тысяче гривен в день. Призывники по-прежнему едут в Донецкую и Луганскую области, а профессионалы по-прежнему получают немногим более тысячи гривен. Только не в день, а в месяц.
Ополченцы юго-востока сразу заявили, что никакой веры такому президенту нет, поэтому они не будут соблюдать никаких перемирий. Предсказуемой была и реакция "официальных" региональных властей. Не имеющий никаких реальных рычагов для управления губернатор Донецкой области Сергей Тарута предпочитал молча во всем соглашаться с Киевом. В то же время глава Днепропетровской области Игорь Коломойский, никак не обделенный подобными инструментами, прямо заявил президенту страны, что подчиняться ему не собирается, "его армия все равно добьет этих сепаратистов".
Запад все это время, как заведенный, занимался штамповкой новых антироссийских санкций, абсолютно не замечая того, что происходило на юго-востоке Украины.
Когда на переговорах в Донецке, в которых, напомню, участвовал и представитель России – посол Михаил Зурабов – лидеры ополчения заявили, что готовы прекратить огонь в ответ на аналогичные действия со стороны Киева, появилась слабая надежда на то, что украинские власти смогут остановиться и начать действовать. Взвешенно и обдуманно. У Киева сейчас с обдуманностью и взвешенностью дела обстоят не слишком хорошо, поэтому нынешним украинским лидерам и их западным союзникам, видимо, требовался какой-то дополнительный предлог, жест поддержки. Пусть даже формальный. И они эту поддержку получили. Как и в случае с Сирией, в самый последний момент.
Теперь дальнейшее развитие событий на Украине полностью зависит от киевских властей. Ни президент Порошенко, ни члены правительства, ни самые активные депутаты Рады уже не могут апеллировать к мировому сообществу, жалуясь на некую "российскую угрозу". Теперь дело за ними.
"Эта книга не является ни обвинением, ни исповедью. Это только попытка рассказать о поколении, которое погубила война, о тех, кто стал ее жертвой, даже если спасся от снарядов". Этими словами Эрих Мария Ремарк предварял свой знаменитый роман "На Западном фронте без перемен". Не исключено, что у президента Порошенко появился последний шанс не допустить того, чтобы ситуация на юго-востоке Украины не превратилась, как у Ремарка, в историю "поколения, которое погубила война".