На Украине погиб еще один российский журналист. Это оператор Первого канала Анатолий Клян. Как заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, в Кремле соболезнуют родным, близким, а также коллегам Анатолия. Журналисты ВГТРК также выражают свои соболезнования. Москва требует от украинских властей немедленно прекратить преследования российских журналистов, с таким заявлением выступил 30 июня российский МИД.
С утра в телецентр "Останкино" люди несут цветы к памятному стенду с фотографией. Анатолию Кляну было 68 лет, и 40 из них он проработал на телевидении, бывал в сотнях командировок.
В Донецк вызвался поехать сам, потому что уже не подпадал под возрастные ограничение, которые Украина ввела для въезжающих из России мужчин. У Кляна остались жена, двое детей, внуки. Один внук учится во ВГИКе на оператора.
Журналист получил смертельные ранения в ночь на 30 июня под обстрелом в Донецкой области. Съемочная группа готовила очередной репортаж.
"Не могу держать камеру", — сокрушался раненный в живот оператор Первого канала.
Смертельно раненый оператор Первого канала Анатолий Клян в автобусе под обстрелом еще пытался снимать. Пока силы не покинули.
- Смотри на меня! Не опускай глаза! – не давали ему потерять сознание окружающие его люди.
Автобус с женщинами и журналистами обстреляли из автоматов и, возможно, из снайперских винтовок. Солдатские матери приехали к украинской воинской части в черте Донецка поговорить с солдатами. Боевые действия там не велись. Такие переговоры Комитет солдатских матерей ведет не в первый раз.
"Со стороны войсковой части прозвучало нецензурно, чтобы мы убирались отсюда вон. Потом уже в открытую дверь кричала: "Не стреляйте, здесь женщины. Не надо стрелять!" Но уже звучали выстрелы", — рассказывает о произошедшем солдатская мать Наталья.
Яркий желтый автобус в свете сигнальных ракет невозможно было ни с чем спутать. На нем плакаты с призывами к солдатам не стрелять в мирных людей. Возле него стояли журналисты, стрелявшие не могли их не видеть, но все равно открыли огонь.
Огонь вели прицельный. Водитель, получив ранение, истекая кровью, выводил машину из под обстрела. Одной рукой закрывал рану, другой держал руль. Он выжил, сейчас он в больнице. Раненый водитель спас своих пассажиров. Всех, кроме одного. Анатолий Клян был тяжело ранен в живот. Его пересадили в легковую машину, чтобы быстрее доставить в больницу.
"В этот момент, когда его выводили, последние его слова были: "Камера, камера". Потому что в автобусе осталась его камера. Потом его пересадили. Потом скорая. Врачи сказали, что сделали все что могли, как обычно говорят в таких ситуациях", — говорит корреспондент Первого канала Евгений Лямин.
В то же время возле той же части номер 1428 обстреляли автомобиль съемочной группы LifeNews.
"Мы вышли из машины все – я, водитель, Архан. Кирилл остался. Как только мы вышли из машины, сделали пару шагов, раздались автоматные очереди. Попадали прямо по машине, я видел трассера. Мы все легли на землю. Кирилл тоже лег на землю, поползли. Раздались еще автоматные очереди. Мы отползли подальше уже не все вместе", — вспоминает оператор LifeNews Марат Абулхатин.
Ребята успели выбежать, машину взорвали выстрелом из гранатомета. Прокуратура Донецкой народной республики завела уголовные дела и расследует их.
"Из показаний свидетелей следует, что вели автоматический огонь по тем людям, которые после открытия огня начали быстро перемещаться в автобус. Одна из женщин рассказала, что она первой забежала в автобус и упала на пол автобуса. Оператор тоже, к сожалению, когда заходил, в него попали. И он как раз на нее упал. В основном вели огонь, как было установлено на эту минуту, человек 10. Они стреляли из автоматического оружия. Плюс по другим машинам также стреляли из гранатометов", — пояснил генпрокурор ДНР Равиль Халиков.
Прокуратура расследует дело о военном преступлении. Украинские военные, открыв огонь, нарушили не только объявленный режим прекращения огня, но и международные нормы: стреляли в безоружных мирных людей уже не первый раз.
"К сожалению это уже не первая гибель журналистов на этой войне. Не исключено, что и не последняя", — выразил свои соболезнования премьер-министр ДНР Александр Бородай.
Погибшему Анатолию Кляну было 68 лет. Сорок из них он работал на телевидении. Всегда за кадром. Кадры его гибели — одни из немногих, где видно его лицо. Он был профессионалом, каких мало.
Последние кадры Анатолий Клян снимал уже тяжело раненым.