Президент Украины решил действовать вопреки позиции Евросоюза, наперекор усилиям лидеров России, Германии и Франции, против человечности и здравого смысла. Первым делом о своем решении Порошенко доложил госсекретарю США и, видимо, получив поддержку, дал команду "Огонь!". При этом украинские СМИ так торопились сообщить о прекращении перемирия, что заранее выдали заголовки о введении на юго-востоке военного положения. Поспешили! Это сделать Порошенко все-таки не рискнул.
Порошенко тянул до последнего. И о своем решении не продлевать перемирие он сообщил почти через три часа после истечения моратория на применение огня. Все это время в президентской администрации шло экстренное заседание национального Совбеза. Силовики, что и не собирались складывать оружие и требовали возобновления спецоперации, все-таки надавили на президента.
Ответственность за срыв перемирия Киев как обычно возложил на юго-восток, обвинив ополченцев в том, что это они не разоружились и продолжали атаковать украинских силовиков. То, что военные и нацгвардия также остались на прежних позициях, а снаряды украинской армии продолжали лететь в жилые кварталы, Порошенко не сказал.
"Жителям Донецкой и Луганской областей мы продемонстрировали добрую волю украинской власти. Трудолюбивые и мирные люди, которыми являются большинство дончан и луганчан, почувствовали нашу симпатию, любовь и уважение. Они увидели искреннюю готовность Киева считаться с их особыми мнениями и специфическими интересами. И они поняли, что их безопасность является нашим главным приоритетом. Мир был, остается и будет моей целью. Меняются лишь инструменты ее достижения", — отметил президент Украины Петр Порошенко.
Говоря о мире, Порошенко развязывает руки спецбатальонам. При том, что военные действия в городских условиях приведут к сотням смертей соотечественников. И эта отмашка была запланирована. Заявление президента и телеобращение с пометкой "Молния" информагентства выдают в 0 часов 47 минут. А за два часа до того, не дожидаясь окончания заседания Совбеза, "Украинская правда" так торопится объявить о начале новой силовой операции, что выдает заранее написанную заготовку. Потом объясняет это технической ошибкой. Ошибка лишь в том, что военное положение на Донбассе, как написано в ее передовице, Порошенко ввести все-таки не рискнул. Хотя радикал Ляшко уже вовсю смаковал его на своей странице в Facebook (запрещена в РФ).
Радикалы давили на президента с первых дней перемирия, которое действовало на бумаге с 20 июня. В воскресенье 29 июня полевой командир батальона "Донбасс" Семенченко даже вывел под окна президентской администрации сотни своих резервистов, чтобы требовать немедленного прекращения любых переговоров с лидерами народных республик.
Все это время телефонные переговоры с украинским президентом вели Меркель, Олланд и Путин. Созванивались и в воскресенье, потом в понедельник за несколько часов до заседания Совбеза.
Просили продлить мораторий на применение огня. И не вставать из-за стола переговоров, как бы тяжело они не шли. В какой-то момент показалось, что Порошенко их услышал. Тем более что и в ОБСЕ сделали заявление: их наблюдатели, на присутствии которых настаивала, кстати, и украинская сторона, не смогут работать в регионе, если военные действия на юго-востоке возобновятся. Но Порошенко захотел посоветоваться с силовиками.
"Мне кажется, что в этом нужно ставить точку и нужно начинать зачищать нашу территорию от террористов, и дать людям возможность жить в нормальной стране. Террористы как нападали на наших военнослужащих, так и продолжают. Я думаю, что сегодня на заседании СНБО будут приняты чрезвычайно важные решения, и они будут направлены на стабилизацию ситуации. Какие это будут решения, я, к сожалению, не могу сказать. Это будет решение коллективного органа", — заявил генеральный прокурор Украины Виталий Ярема.
А ведь еще до экстренного заседания Совбеза была готова четырехсторонняя декларация, согласованная с главами МИД Украины, России, Германии и Франции. В ней прописали отправку на российские пункты пропуска представителей погранслужбы Украины и международных наблюдателей. Но в последний момент Киев отказывается документ публиковать, потому что Порошенко меняет решение. Но в обращении к стране утверждает, что мирный план еще действует. Просто скорректирован.
"Наш мирный план, как стратегия для Украины и Донбасса, остается в силе. И разоружение. И децентрализация. И свободное использование русского языка. И восстановление утраченного жилья за счет государства. И совместная с ЕС программа создания новых рабочих мест. И даже к режиму прекращения огня мы готовы вернуться в любой момент. Когда увидим, что все стороны придерживаются выполнения основных пунктов мирного плана. Не было еще ни одной войны, после которой не наступал бы мир", — пофилософствовал украинский президент Петр Порошенко.
Слово "война" в речи любого президента, наверное, — самое страшное слово. Но Порошенко произносит его сознательно.
Незадолго до объявления ее Донбассу Белый дом через представительницу Госдепа Псаки по сути одобряет введение Киевом "плана Б", то есть жесткой зачистки. Вот и первый телефонный звонок после телеобращения к украинцам Порошенко делает в Париж, Берлин и Вашингтон.
Порошенко сообщил о возобновлении военной операции госсекретарю Керри, хотя тот вообще не участвовал в предварительных консультациях, в отличие от Виктора Медведчука, который уверен, что переговоры рано или поздно привели бы к результату, что устроит и Киев и Донбасс.
"Что должен сегодня делать президент? Ехать в Брюссель, Москву, Вашингтон, наплевать на интересы американцев, чтобы остановить эту войну. Европейцы шутят уже, знаете что говорят? Американцы будут вести с русскими войну на территории Украины до последнего украинца. Нас это устраивает?" – задает вопрос депутат Верховной рады Украины от Коммунистической партии Спиридон Килинкаров.
А ведь как раз сегодня мог состояться третий раунд консультаций, говорили в ОБСЕ и представители восставшего юго-востока. Согласятся ли теперь они разговаривать с Киевом, где депутаты Верховной рады встречают новость от спикера Турчинова про авиаудары и артобстрелы позиций ополчения овациями?
А заседание Рады депутаты начинают с требований к Порошенко все-таки ввести на Донбассе военное положение. Позицию пяти фракций сообщает депутат тимошенковской "Батькивщины". Порошенко ведь снова может пойти на поводу радикалов, которые уже сейчас бросают в зону операции все новые силы, руководить которыми скоро будут новые генералы. Порошенко меняет нового начальника Генштаба, министра обороны и силового вице-премьера.
Но, желая навести свои порядки на востоке, украинская власть не может сделать это в собственной столице.
1 июля перед парламентом снова взрывались свето-шумовые гранаты. Так называемый кредитный Майдан после падения гривны и роста доллара требует реструктуризации валютных кредитов. Люди устроили акцию протеста, и даже хотели взять в заложники депутатов, пока те не примут нужное решение.