Украинская армия на Донбассе несет тяжелые потери. После очередной операции ополченцев в Красноармейском районе деморализованные солдаты с офицерами бежали — побросали не только оружие, но военные документы, которые позволяют оценить реальную ситуацию в украинской армии, ведь официальные лица в Киеве скрывают потери. По спискам, найденным на оставленных позициях, можно понять, что тех, кто убит или ранен, просто вычеркивали. Счет идет на десятки. Не учтены потери после наступления ополченцев. На место малоподготовленных призывников, брошенных Киевом в пекло, приходят наемники из Франции, Финляндии, Швеции. Теперь это задокументировали итальянские журналисты. Наемники едут убивать. Такой шанс им охотно дает Киев.
Попасть в батальон "Азов" несложно. Иностранному журналисту. Неделю Фаусто Билославо провел на военной базе отряда. "Черные люди" — так он назвал свой репортаж из Бердянска. "Их называют "черными людьми" из-за цвета формы и убеждений. Это ультраправые силы Украины и Европы", — рассказал Фаусто.
Он попал на "свежий набор" и видел, как новички принимают присягу, получают форму, первые инструкции.
Журналисту издания Il Giornale показали даже учебный полигон. Бердянск — временная база, стрельбище строят прямо в поле из старых покрышек.
В передовом спецотряде, который подчиняется Киеву, завербованы около десятка иностранцев из Франции, Швеции, Финляндии. Десяток — это три недели назад. Теперь их уже больше. Все с опытом, хорошо обучены и мотивированы. У каждого — свой никнейм. Боец из Финляндии — Цезарь. Итальянец Франческо — в Азове его все называют Дон.
Все иностранцы прячут лицо. Микаэль — шведский снайпер — единственный, кто дает интервью без маски. Это он расстреливал ополчецев в Мариуполе — его узнали по винтовке и камуфляжу. "Я слышал, что за мою голову дают 80 тысяч гривен. Вот он я, берите!" — говорит наемник.
"Меня убеждали, что наемникам не платят. Они говорят: мы не наемники, а европейские добровольцы, воюем за идею. Их рекрутер — француз Бессан. Он командовал бригадой наемников во время югославской войны. Он везде заявляет: хотите воевать на Украине, билет покупайте сами. Я видел их, не думаю что им платят миллионы, у них даже денег на бензин иногда нет", — рассказал Фаусто Билославо.
Никто не признается журналисту, что воюет за деньги. Это не стыдно — скорее, невыгодно. Стыдно показывать то, чем воюет украинская армия. На кадрах мариупольской битвы есть не только РПГ и автоматы Калашникова, видно, как проезжает мусороуборочная машина, превращенная в БТР, зенитные установки возят на легковушках.
"Несмотря на то что они воюют под крышей Министерства обороны, я бы не сказал, что они вооружены до зубов и обладают мощнейшим оружием. Но, без сомнений, они сильно накачаны своими идеями правого толка", — отметил Фаусто Билославо.
Вербовкой иностранцев в батальон "Азов" открыто занимаются в Интернете. Если внимательно слушать видео из Бердянска, понятно, что инструктаж идет на украинском языке, но есть информация, что тренирует новичков спецназовец из Грузии. Фаусто Болиславо — один из немногих западных журналистов, для кого работа на Украине значит не только быть в Киеве — месяц он провел в Славянске, Луганске, Краматорске. Сразу после Майдана он написал: "Если не прекратить огонь, получим вторую Югославию".
"Я не скажу, что это уже боснийская мясорубка, но очевидно, что юго-восток постепенно превращается в Югославию. Там идет настоящая гражданская война. Люди, что раньше жили вместе, стреляют друг в друга, используют мощнейшее вооружение, авиацию, бомбят дома. Но, к сожалению, для европейских СМИ, которые когда-то были в восторге от Майдана, от перемен, это — забытая война. Никто о ней говорить уже не хочет, все устали. И это молчание еще хуже, чем пропаганда", — признается Фаусто Билославо.