Европа, похоже, уже сама не рада тому, что ввела против России санкции. Внутри объединения все громче звучат требования отказаться от языка ультиматумов в разговоре с Россией. Суммарные убытки, которые понесут страны ЕС из-за потери нашего рынка, достигают 12 миллиардов евро, и их пострадавшие государства требуют с Брюсселя. Но вот есть ли у Евросоюза такие деньги — большой вопрос.
Высокий урожай уже на подходе, а вот с реализацией у европейских фермеров теперь возникнут проблемы. Для литовских крестьян потери в 927 миллионов евро равносильны банкротству. Предложение быстро найти себе новые рынки сбыта легко лишь на словах — европейский и так перенасыщен, на других все ниши заняты. Чтобы продавать мясо, к примеру, в Израиль, литовский министр сельского хозяйства просит в спешном порядке принять вызывавший много споров закон о ритуальном забое скота. А пока все убытки и расходы Литве должен оплатить ЕС, считают власти страны.
"Министерство видит несколько способов, которые могут помочь: сегодня я подписала письмо, в нем мы попросили ЕК разрешения на интервентные скупки. Думаю, ЕК разрешит, поскольку будут другие страны, которые будут просить об этом. Расходы погасит ЕС, а после продажи продукции деньги вернут. Также предприятия, должны переориентироваться на производство нескоропортящихся продуктов", — говорит Виргиния Балтрайтене, министр сельского хозяйства Литвы.
Но для Европы, которая тратила на поддержание своего аграрного сектора до трети евробюджета, дополнительные расходы сулят в перспективе заморозить процесс выхода из рецессии. Что теперь делать с латвийскими, испанскими, итальянскими продуктами, гниющими на складах? Кому продавать болгарские и греческие фрукты? И куда направлять невостребованные голландские молоко, мясо, масло, сыр и овощи? Оценивать последствия столь недальновидной политики поручили специальной группе экспертов еврокомиссии.
Запрет на ввоз европейских продуктов, конечно, не сможет обвалить экономику ЕС, но удар по малому и среднему бизнесу ответными санкциями нанесен чувствительный. Компенсаций от Брюсселя уже требуют Польша, Литва, Финляндия, Чехия и Франция. Суммарные убытки по подсчетам еврокомиссии — 5,3 миллиарда евро, а кризисный фонд — всего 400 миллионов на всех.
Введенные санкции не только банкротят бизнес, но и сталкивают страны внутри Европы. Так, Эстония уже обвиняет Швейцарию в том, что та не приняла свои собственные санкции против России, чтобы дать преимущество своему банковскому сектору. Лидер крупнейшей оппозиционной партии Австрии уверяет, что санкционная политика Евросоюза тянет экономику в пропасть. Греция требует отмены санкций и выставляет Европе счет. Потери Германии — почти 600 миллионов евро, плюс потерянные рабочие места.
Все громче звучат голоса тех, кто не одобряет выстроенную под диктовку США политику Ангелы Меркель. Глава фракции левых в Бундестаге Грегор Гизи заявил в эфире немецкого телеканала ARD, что ошибка Меркель заключается в том, что она поддается Бараку Обаме. "Американский президент постоянно говорит об экономических санкциях, но ответные меры России бьют по нам, а не по США, — говорит он. — Почему мы не можем вместо санкций просто выстраивать с Россией тесные политические, экономические и гражданские отношения? Если мы изолируем Россию, то наше влияние будет равно нулю".
Понимая, что компенсаций на всех не хватит, Польша, которая яростно настаивала на санкциях против России, и потеряла на этом около 850 миллионов евро, обратилась за помощью к США. Варшава предложила Вашингтону помочь своему давнему союзнику и купить запрещенные к ввозу в Россию яблоки. Экспорт европейских товаров в Штаты запрещен, да и спасение чужих экономик в их планы, похоже, не входит. Ответа из-за океана пока так и не последовало.