Хлопцы из "Правого сектора" (запрещена в РФ) начинают влиять и на экономическую жизнь Украины — по-своему, как умеют. Не слишком беспокоясь о методах, бандеровцы включились в начавшийся в стране передел собственности. Банки, заводы, предприятия — большие и маленькие — подгребают под себя все. Философия проста и понятна: грабь награбленное.
Уже месяц прошел с тех пор, как в Киеве поменялась власть, но люди в масках, камуфляже, с арматурой и битами, самооборонцы, боевики "Правого сектора", других радикальных, но малоизвестных организаций с улиц не уходят. Они считают себя и милицией, и судьями. Обычная постреволюционная реальность, когда сила часто выше закона. Такая хаотичная махновщина — хорошее прикрытие для процесса передела собственности, который, похоже, стартовал на Украине.
История с "Запорожсталью" — крупнейшим металлургическим предприятием в Европе — пока самая яркая и показательная. Любительские кадры: люди с автоматами, пулеметами, в масках занимают позиции на отвалах завода. Это боевики "Правого сектора" взяли под контроль крупнейший промышленный объект. Акцию назвали "охраной стратегического предприятия" — ну, действительно, кому еще охранять завод? Задекларированная цель — перекрытие теневых финансовых потоков.
"Запорожсталь" — стратегический актив Украины. Завод заработал в 1933-м. В годы Великой Отечественной был в эвакуации. Запорожье было оккупировано фашистами. После Дня Победы — на старом месте. Здесь производят металл для автомобильной промышленности.
Теперь — о собственниках, а это — самое главное. После распада СССР предприятие становится акционерным обществом. В 90-е — обычная история: смена собственников, не всегда законным способом. В переделе тогда, по некоторым данным, участвовал бизнесмен Василий Хмельницкий, соратник Юлии Тимошенко. Часть активов была продана за рубеж.
В 2010 году почти за два миллиарда долларов "Запорожсталь" выкупают неназванные инвесторы из России. Уже через год контрольный пакет предприятия принадлежит структурам Рината Ахметова. Вот и получается, что боевики "Правого сектора" взяли под контроль завод близкого к Януковичу олигарха.
Еще один случай в Винницкой области. Завод компании "Немиров" боевики "Правого сектора" берут штурмом, используют светошумовые гранаты, дубинки, бьют стекла. Но тут милиция оперативно вмешалась, штурм с признаками рейдерского захвата остановили.
Министр внутренних дел Аваков довольно точно оценивает ситуацию, правда, повлиять на нее, похоже, не может. "Похожий конфликт проходит в Запорожской области на одном из железорудных комбинатов. Этим ситуациям должен быть положен конец. В противном случае мы превращаемся в Сомали, когда у нас на улицах правят банды и решают, что и как происходит", — заявил он.
Учения боевиков "Правого сектора" в Киеве, у штаб-квартиры радикальной организации. Тут и защита объекта, и боевое слаживание, тактическая тренировка. Бойцы "Правого сектора" готовятся к противостоянию, благо милиция не мешает. Днем наиболее радикально настроенные националисты маршируют по туристическим маршрутам.
Психологическое давление оказывают не только на москалей. Представительства российских банков на минувшей неделе тоже стали мишенью. ВТБ, "Альфа-банк", Сбербанк — радикалы требуют закрыть финансовые учреждения.
"Если они действительно украинские банки, то они могут снять надпись "Сбербанк России", назвать его, как угодно, на украинский манер и полностью аккумулировать все деньги на Украине", — сказал Анатолий Черидниченко, председатель движения "Автодозор".
Боевики штурмовали офис Сбербанка. Охранники оказались бессильны.
"На сегодняшний день банк платит огромные налоги в бюджет Украины, обеспечивает много рабочих мест", — отметил заместитель руководителя "Сбербанка России" на Украине Валений Пидболячный.
В ситуацию пришлось вмешаться даже главе Нацбанка Украины Степану Кубив. И вновь — точные формулировки. "Вы понимаете, что там лежат украинские пенсии, там лежат стипендии? У многих зарплаты там. Банки работают честно. Мы не можем сегодня внедрять в банковский сектор бандитские правила игры", — заявил он.
Досталось и зданию Россотрудничества. 11-я сотня Майдана пыталась устроить в офисе свой штаб — наверное, по привычке. Правда, чуть позже уже другие боевики "коллег" успокоили. Пресс-секретарь "Правого сектора" даже заявил: активисты работают вместе и вместо милиции.
Ну, если это примеры обычного рейдерства, есть и обычное вымогательство. Бойцы самообороны требуют у владельца салона красоты денег на содержание Майдана. Но бизнесмен уже заплатил, и боевики уходят. Владельцы малых предприятий все чаще жалуются на то, что приходится платить за защиту. Такая стандартная бандитская схема. Говорят, услуги самообороны Майдана или "Правого сектора" стоят 25 тысяч долларов.