В 28-ю годовщину чернобыльской аварии, в Киеве протестовали против очередного бездумного решения новых властей, которые собрались использовать на украинских атомных станциях американское топливо. По мнению экспертов, это грозит стране второй ядерной катастрофой.
В Киеве на входную дверь офиса "Энергоатома" студенты повязали траурные ленты. Так они решили выразить свое отношение к приходу американской компании на энергетический рынок страны.
Со дня Чернобыльской трагедии прошло 28 лет, но новые украинские власти уроков из нее не извлекли, считает вице-премьер Дмитрий Рогозин. "Если Киев решит использовать на своих АЭС американское ядерное топливо, значит, никаких выводов из Чернобыля он не сделал", — написал в своем Twitter Дмитрий Рогозин.
Заместитель директора института проблем безопасного развития атомной энергетики Рафаэль Арутюнян участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и хорошо помнит, что авария на 4 -ом атомном блоке возникла из-за неудачного эксперимента.
"Эксперимент, который там проводился, сам по себе ничего не значил. Но при его поведении нарушили правила безопасности: программа эксперимента не была согласована с научным руководителем и генеральным конструктором, никогда бы они не разрешили проводить такой эксперимент", — считает заместитель директора ИБРАЭ РАН Рафаэль Арутюнян.
В результате он обернулся глобальной катастрофой. В загрязненных радиацией регионах Украины, Белоруссии и России оказались пять миллионов человек. Только в России около 9 тысяч ликвидаторов умерли, 55 тысяч стали инвалидами. И вот теперь новый эксперимент, теперь уже в масштабах всей атомной энергетики Украины
Госкорпорация "Энергоатом" собирается подписать контракт на поставку американского ядерного топлива Westinghouse. Загрузить им в ближайшее время намерены три реактора. Договор заключают сразу до 2020 года, сумма сделки — около 100 миллионов долларов.
При этом американские топливные элементы не прошли лицензирования и для украинских атомных станций непригодны, считают эксперты. Ведь все энергоблоки — советского или российского производства. Они спроектированы под использование топлива с определенными характеристиками.
"Топливные элементы, которые предлагает фирма Westinghouse , довольно давно используются. Тем не менее, они попадают в новую непривычную для них реакторную зону. Безусловно, должны быть проведены экспериментальные теоретические исследование. Не произойдет распухание или искривление каналов, в которых расположено ядерное топливо. И только после такого рода испытаний можно масштабно внедрить эти вещи", — считает президент РАН Владимир Фортов.
Кроме того, попытки "заправлять" американским топливом реакторы российского производства предпринимались и раньше, но все они заканчивались неудачей. Первую партию ядерного топлива в 2011 году компании Westinghouse поставили на Южно-Украинскую АЭС.
Но корпус стержней топливных элементов внезапно начал скручиваться и искривляться. Тогда ущерб, нанесенный оборудованию станции, оценили в 175 миллионов долларов. От произведенного в США ядерного топлива отказались уже в Словении, Финляндии и Чехии.
То что, Украина может столкнуться с проблемой атомной безопасности, понимает и экс-директор Чернобыльской АЭС Дмитрий Уманец. Он считает, что вмешиваться в эту сферу политика не должна.
"Кто примет отработанное топливо? Сегодня отработанное российское топливо отправляется в Россию, а если будут "побиты горшки", Россия топливо не возьмет, и что с ним делать — неизвестно. На Украине нет хранилища, чтобы принять топливо. Большинство уникального оборудования и запчастей для реакторов ВВЭР-1000 делается в России. Не получив этого оборудования, мы не сможем продлить сроки эксплуатации наших реакторов, что само по себе недопустимо", — отметил Михаил Уманец.
Не исполняя принципы ядерной безопасности, считают эксперты, Киев ставит под удар и энергетическую безопасность своей страны.
Атомная энергетика — это половина всего электрогенерации Украины. На территории страны действуют четыре АЭС с 15 энергоблоками. По количеству реакторов страна занимает 10 место в мире и пятое — в Европе. Но в случае остановки блоков, электричество придется уже закупать. Впрочем, это может быть самым оптимистичным исходом эксперимента с атомной энергией на Украине.