В Евросоюзе начинают подводить итоги голосования. Выбирали Европарламент – на следующие пять лет. По первым данным эксит-поллов, лидируют ультраправые и евроскептики. Особенно впечатляющий результат у французского "Национального фронта" во главе с Марин Ле Пен.
Евросоюз закончил выборный марафон. Первыми – еще в середине недели – проголосовали Британия и Нидерланды. Затем – многие страны Прибалтики и Восточной Европы. Но решающим днем стало воскресенье. Выборы состоялись сразу в 21 стране. И конечно, это в первую очередь – самые богатые, самые влиятельные и самые густонаселенные Франция, Германия, Италия и Испания. Им и депутатских мандатов полагается больше, и борьба здесь острее. При том, что явка – не слишком высокая.
"Я не уверен, что это вообще нужно. Мне кажется, очень мало людей вообще представляют, чем занимается Европарламент", — говорит житель Брюсселя.
"Я часто смотрю дебаты, потому что я чувствую себя частью европейского пространства. Я, конечно, пошла голосовать, потому что, по правде, мне хотелось бы лучше понимать, как работает единый организм Европа. И повлиять на этот процесс…" – заявляет жительница Брюсселя.
Главный тренд на нынешних выборах – падение влияния умеренных и нарастание радикальных тенденций. Если по результатам прошлого голосования центристы получили 72%, то теперь, согласно опросам, они могут лишиться 7% голосов. Зато растет влияние радикалов – как справа, так и слева, и – евроскептиков.
Особенно ярко это видно на примерах Австрии. Там поднялась крайне правая Австрийская партия свободы. И Греции – там, наоборот, уверенное лидерство — у Коалиции радикальных левых (СИРИЗА). Ну, а в стране-локомотиве европейской экономики – Германии – хоть правящий альянс Меркель ХДС-ХСС и подтверждает свои позиции – набирает обороты партия с говорящим названием "Альтернатива для Германии". У нее – 6 процентов.
Но самый показательный результат, безусловно, у французских ультраправых во главе с Марин Ле Пен. У "Национального фронта" — рекордные 25 процентов и треть мест, положенных Франции в Европарламенте.
"Результаты голосования свидетельствуют о массовом отказе от ЕС. Европа не может продолжать строиться без людей и даже против людей, — завила Марин Ле Пен. — Евросоюз должен вернуть то, что у нас было украдено — вернуть людям суверенитет. Нужно строить другую Европу, Европу свободных и суверенных государств, Европу свободного сотрудничества".
Получается, что везде эти выборы – как референдум о доверии правительству. И судя по всему, не все так гладко в европейских столицах. Разумеется, итоги этого голосования не означают резкой смены направления внешней политики Евросоюза. Но для России – это хороший сигнал. Евроскептики, как правило, более реалисты и не готовы жертвовать интересами своих стран ради воображаемого "общего блага", а крайне левые – уж очень неодобрительно относятся к влиянию США в Европе. Так что вполне возможно, что договариваться с новым составом Европарламента и отстаивать перед ним свои интересы России станет проще.