В Евросоюзе ответные меры Москвы назвали "политически мотивированными". Так их охарактеризовал представитель Еврокомиссии Фредерик Венсан. Западные производители же озадачены скорее вопросом будущих многомиллионных убытков. На открытый диалог правительства своих стран уже вызывают фермеры и промышленные ассоциации Бельгии, Финляндии и Молдавии. В Нидерландах, Дании и Греции вопрос уже вышел на уровень министерства торговли, а наиболее остро чувствующая возможный разрыв торговых связей с Москвой Норвегия и вовсе засомневалась в целесообразности уже введенных Евросоюзом санкций.
Как только Россия ввела ответные санкции, гневная риторика европейцев как-то поутихла, а экономисты и финансисты стали нервно подсчитывать убытки. Хельсинки запрет на импорт может обойтись в 400 миллионов евро в год. На Россию приходится четверть всего финского экспорта продуктов. В ассоциации пищевой промышленности скандинавской республики уже предупредили, что замену российскому рынку найти будет почти невозможно. Сильнее всего пострадает молочная промышленность. Удар почувствуют такие тяжеловесы как Valio – это крупнейший экспортер финских продуктов.
"В перспективе, я подчеркиваю, в перспективе, может встать вопрос о втором витке экономического кризиса. И последствия нашей политики будут ощутимы. Мы с самого начала предупреждали, что если мы встанем на путь санкций, экономические последствия почувствуют все страны Европы. Финляндия может потерять до миллиарда евро, а ВВП сократится на 0,5%", — отметил премьер-министр Финляндии Александр Стубб.
Снижение темпов экономического роста ждет и Германию. В 2014-м году немцам обещали увеличение ВВП на два процента, но похоже свое слово железная Меркель и ее команда сдержать не смогут.
Как пишет Frankfurter Allgemeine Zeitung 6 августа, "после введения российских санкций немецкая промышленность пережила самое серьезное за последние три года сокращение заказов".
"Мелкие и средние производители бьют тревогу и давят на федеральные власти. Те, в свою очередь, собираются созвать общегерманскую конференцию министров экономики: может, вместе придумают, как пережить последствия внешней политики Берлина. Удар почувствуют все страны Европы. Италия может вновь свалиться в пропасть экономического кризиса. В среду Рим сообщил о возвращении рецессии", — отмечает faz.net.
Бельгия потеряет около полумиллиарда евро. В этом году в стране ждут рекордных урожаев. И что с ним делать, фермеры теперь не знают. Везти продукты в другие европейские страны не получится. Традиционные рынки бельгийских фруктов — Нидерланды, Франция и Великобритания – сейчас тоже переполнены. Федерации сельского хозяйства и садоводства Нидерландского королевства требует от Амстердама начать выплаты производителям компенсаций. В Великобритании, которая в первых рядах требовала ввести санкции против России, теперь ждут роста безработицы.
"Глава JCB господин Бамфорд заявил, что в результате санкций его компания может потерять заказы и, как следствие, рабочие места, если не в краткосрочной, то непременно в долгосрочной перспективе. Мне кажется, что компаниям сейчас непонятно, как им теперь работать на российском рынке. Я думаю, политикой санкций мы вряд ли чего-то добьемся", — отметил основатель компании Export Explorer Тим Джелли.
В Молдавии фермеры вышли на акции протеста. Производители на грани банкротства и переориентировать свои поставки в страны ЕС, с которыми Кишинев подписал соглашение об ассоциации и свободной торговле, они не могут. Их продукцию на европейские рынки просто не пустят.
Больше всего пострадают производители яблок. Они были вторыми после Польши поставщиками этих фруктов в Россию. Правительство обещает компенсации, но дальше слов дело пока не идет.
"Мы используем собственные источники, а также привлечем ресурсы иностранных доноров, чтобы компенсировать потери фермерам и переработчикам сельхозпродукции. Ситуация сложная, но мы не должны отчаиваться", — оптимистично настроен премьер-министр Молдавии Юрий Лянкэ.
Теперь становится понятна суть заявлений российского МИД. На Смоленской площади еще на прошлой неделе предупреждали, что встав на путь санкций, Европа поступила как небезызвестная унтер-офицерская вдова, которая сама себя высекла. Вот только европейские главы правительств, послы ЕС и министры экономики секут не самих себя, а своих граждан — пассажиров, которым придется больше платить за авиаперелеты, простых производителей и фермеров, и всех налогоплательщиков, за счет кого политики будут латать дыры в госбюджетах.