Тема:

Банкротство Lanta-tur voyage 12 лет назад

"Скайтур", "Лужники Тревел", "Ланта-тур". Кто следующий?

В августе не смогли выполнить свои обязательства перед туристами компании "Скайтур" и "Лужники Тревел". И вот – новый скандал: банкротство старейшей туркомпании "Ланта-тур". Ее подозревают в мошенничестве. Однако в АТОР считают, что дело, прежде всего, в несовершенстве законодательства.

Турбизнес лихорадит. Меньше полугода прошло с тех пор, как не смогли выполнить свои обязательства перед туристами компании "Скайтур" и "Лужники Тревел". И вот – новый скандал: банкротство старейшей туркомпании "Ланта-тур" (она работала на рынке уже 20 лет). Ее подозревают в мошенничестве, однако в Ассоциации туроператоров России (АТОР) считают, что дело, прежде всего, в несовершенстве российского законодательства в сфере турбизнеса.

Мошенничество или стечение обстоятельств?

Следственный комитет России возбудил дело о мошенничестве в особо крупных размерах в отношении компании "Ланта-тур Вояж". По данным ведомства, от ее деятельности пострадали более 3,5 тысяч человек. Виновных установят, они понесут ответственность, в том числе уголовную, заявил официальный представитель СК Владимир Маркин.

Ряд источников утверждает: "Ланта-тур" знала о своих проблемах уже давно, но продолжала принимать деньги и отправлять туристов на отдых за рубеж. Так, заведующий консульским отделом дипмиссии РФ в Таиланде Андрей Дворников заявил накануне, что российским дипломатам это стало известно из контактов с администрациями таиландских отелей.

"В ходе неофициальных контактов с владельцами гостиниц мы услышали заявления о том, что на самом деле у компании "Ланта-тур" уже давно дела шли не очень хорошо, что выражалось в задержках оплаты, увеличении интервалов по оплате, и ряд гостиниц прекратил работать с "Лантой-тур" уже в декабре прошлого года", – сказал дипломат.

Однако представители турбизнеса уверяют, что компания, пышно отметившая в прошлом году 20-летие с момента основания, была нацелена на дальнейшую работу, и ее банкротство было действительно неожиданным.

К банкротству туроператора "Ланта-тур" привел отказ "Мастер-Банка" в выдаче кредита для погашения долга перед авиакомпанией "Аэрофлот". Такое мнение высказала вчера пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина.

"Аэрофлот" отказался выдавать авиабилеты туристам "Ланты-тур", пока не будет погашен долг, однако "Мастер-банк" отказал туроператору в кредите", – пояснила Тюрина, отметив, что речь шла о сумме в 30 миллионов рублей.

АТОР: проблемы возникают из-за несовершенства законодательства

В Ассоциации туроператоров России (АТОР) считают, что основная причина краха компании – несовершенство законодательства в сфере туризма. Об этом Вестям.Ru заявила, в частности, исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе.

Эта тема – тема сорванного отдыха – уже поднималась Вестями.Ru несколько месяцев назад, в разгар бархатного сезона. В августе столь же неожиданно обанкротились другие туркомпании – "Лужники Тревел" и "Скайтур" (Skytour).

Тогда, отвечая на вопрос о причинах нестабильности туристического рынка, Майя Ломидзе отметила, что эти проблемы мог бы решить закон о саморегулировании компаний, работающих в турбизнесе. "Другого выхода в данной ситуации мы не видим. Такие поправки в закон о туризме мы предлагали, но в окончательную редакцию изменений они не вошли", – сказала тогда исполнительный директор Ассоциации туроператоров России.

После того, как разразился громкий скандал – на сей раз с компанией "Ланта-тур", Вести.Ru вновь поинтересовались у представителя АТОР: предвещало ли что-либо такое развитие событий в этой компании? Почему банкротства туркомпаний в последнее время стали происходить столь регулярно?

Кто виноват в этом: злой рок; коварный банк, отказавший в кредите; не менее злой умысел конкурентов? Или все-таки надо что-то менять в самой системе функционирования турбизнеса?

Компанию "Ланта-тур" подставил не только банк

- Майя, действительно никто не предполагал, что такое может случиться с компанией "Ланта-тур"?

- Никто не предполагал, действительно. По нашим данным, компания была настроена на дальнейшую работу (даже не на продажу бизнеса), не выстраивала никаких пирамидальных схем. Компания – старейшая, в прошлом году она отметила 20-летие. Юристы, конечно будут работать и выяснять, почему так произошло, но мы (АТОР) можем охарактеризовать ее как компанию открытую, нацеленную на диалог и с турфирмами, и с туристами, и страховая компания подключена к решению возникших проблем.

- Разве могли в "Ланте-тур" не знать, что компания находится в такой ситуации? Ведь есть информация, что буквально накануне банкротства компания еще принимала деньги у туристов…

- То, что они объявили о прекращении деятельности в пятницу вечером, хотя могли сделать это в пятницу утром – самый большой прокол "Ланты-тур". То есть в течение дня они, видимо, пытались договориться со своими контрагентами, которые внезапно запросили довольно большие оплаты. И это – не только банк.

- Вы не думаете, что это может быть связано с переделом рынка? Что кто-то просто захотел утопить "Ланту-тур"?

- Нет, я не думаю, что это был сознательный план.

В кризисном состоянии сейчас находятся крупнейшие мировые туроператоры

- То есть вы уверены, что это связанно только с данными причинами?

- Да. И в принципе это – системная проблема всей отрасли в глобальном масштабе. Особенно когда партнеры допускают работу с оплатой "пост-фактум" (как они работали с отелями, например). Глобальна же эта проблема потому, что в кризисном состоянии сейчас находятся крупнейшие – действительно крупнейшие – мировые туроператоры.

- Что можно сделать, чтобы предотвратить такие внезапные банкротства в дальнейшем?

- На мой взгляд, данная ситуация – показатель того, что надо в спешном порядке принимать поправки в закон. Они должны быть связаны, прежде всего, с большим обеспечением прав наших граждан. И не только на выездном рынке.

- АТОР ранее обращалась с предложениями о внесении поправок в закон о туристической деятельности или с законопроектами? И, с учетом последних громких скандалов, намерена ли инициировать их, в силу своих возможностей, вновь?

- Безусловно, мы будем выходить на законотворческие органы. У нас ранее было подготовлено несколько законопроектов . Первый предполагал увеличение гарантий туроператоров минимум в три раза. Не прошло. С объяснением, что мы этим самым можем ограничить вход на рынок малого и среднего бизнеса. Последний предложенный законопроект предусматривал обязательное саморегулирование и на операторском, и на агентском рынке. Это – довольно жесткая, радикальная мера. В данном случае мы тоже получили отказ. На словах было сказано, что рынок к этому не готов. Отчасти это можно считать справедливым. Но официально в Думе отказ аргументировали тем, что лицензирование отменено в 2007 году, и поэтому сейчас не правомерно вводить саморегулирование.

- А какие плюсы у такой самоорганизации турбизнеса?

- Помимо действительно сложных для бизнеса моментов, связанных с саморегулированием, есть один довольно большой плюс – это могло бы предотвратить внезапные уходы компаний с рынка, как это произошло сейчас с "Лантой-тур". Потому что когда участники саморегулируемых организаций (в условиях полной прозрачности их деятельности) понимают, что какая-то компания входит в клинч, есть время принять меры заранее. Взаимная ответственность предусматривает это, потому что никто не хочет платить за других. К тому же наличие компенсационного фонда позволило бы решать проблемные вопросы с туристами не в режиме "ошпаренной кошки", а планомерно, по существующей схеме.