Демографическая яма. Мест в вузах больше, чем выпускников школ. Все с баллом по ЕГЭ от среднего и выше поступают в более престижные государственные вузы. Ниже среднего – в менее престижные. Частным образовательным лавочкам остаётся контингент с баллом ниже некуда, а так же вообще без всякого балла.
"У нас есть договор с Межрегиональной академией управления образованием Украины. Что мы делаем? Мы принимаем студентов по аттестату без ЕГЭ. Они учатся у нас, но документы все переправляются в МАУП, то есть в Украину. Они числятся на Украине", – рассказывает председатель приёмной комиссии Института бизнеса и политики Татьяна Микерова.
Студентам, переводящимся в наши вузы из-за границы, ЕГЭ не нужен. Отсюда схема: отечественных дегенератов, не сумевших даже окончить школу, на год отправляют учиться в ближнее зарубежье. На бумаге, естественно.
"Это, конечно, неправильное мнение, что в негосударственные вузы идут все подряд, и мы всех подряд принимаем. Это далеко не так. Для нас главное, чтобы у ребят был ЕГЭ. Это обязательное требование", – говорит официально ответственный секретарь приёмной комиссии Института бизнеса и политики Татьяна Лебедева.
Эта же дама на приватных переговорах. "Единственное, что: у него нет ЕГЭ. Но оно нам не надо, у нас есть академическая справка. Через год он придет с академсправкой из Киева, со своим аттестатом, и мы в обычном порядке, как все вузы, принимаем его к себе на обучение", – говорит неофициально Татьяна Лебедева.
Дело происходит в одном из старейших негосударственных вузов страны – Московском институте бизнеса и политики (ИБП). В эти дни он как раз празднует свой 20-летний юбилей. Но тихим, отнюдь не праздничным выглядит головной офис ИБП – прекрасная старинная усадьба в районе Таганки. Безжизненны помещения. Справляемся с расписанием занятий. Оказывается, в этой аудитории сейчас читается лекция по маркетингу сразу для двух групп. А тут принимается зачет по психологии у четвертого курса. А здесь идет подготовка к госэкзамену по юриспруденции.
Пробродив по пустым этажам почти целый день, мы застали лишь два реально проводившихся занятия. На одном была одна слушательница, на другом две. И унылые училки младших классов диктовали им вслух учебники. Объявление на приемной ректора: без справки об отсутствии судимости в преподаватели не принимаем.
"Во всем вашем ИБП сколько студентов?" – спрашивает журналист.
"Сейчас порядка трех тысяч человек", – отвечает ректор Института бизнеса и политики Егор Демичев.
"Три тысячи человек – это прилично, а коридоры пусты. Где они?" – спрашивает журналист.
"Плохо ходят. Мы их не можем наказывать за это. Очень часто они просто на работе. У нас свободное посещение. Желательно ходить, но если человек не может из-за работы, мы ему прощаем", – говорит Егор Демичев.
Цена так называемого обучения в семестр – 50 тысяч. Да помножить на число студентов, да прибавить оплачивающийся отдельно кульбит с зачислением через Украину: итого свои миллионов 300-350 в год эта контора по продаже дипломов приносит.
Воспетая в бессмертном романе "Тихий Дон" станица Вёшенская: с шашками на конях тут давно не скачут и по воде босиком не ходят: 80 процентов молодёжи в станице – дипломированные юристы, экономисты и маркетологи.
"Вы выучились, и какие перспективы здесь?" – спрашивает журналист.
"Какие? Можно торговать на рынке, можно на почте работать, в магазинах и тому подобное", – рассказывает продавец Настя Рычнева.
"Вот два зятя с высшим образованием, дочери с высшим образованием. И все на рынке, а после рынка едем на землю. Вот мы там пропалываем", – рассказывает продавщица.
Сельская библиотека, некогда построенная личными хлопотами Михаила Шолохова: на втором этаже нелегальный филиал очередного платного вуза. Библиотекарша, она же по совместительству и преподаватель всех дисциплин, с трудом вспоминает его название.
Запутаться немудрено, ведь в библиотеке одновременно арендуют углы и некий Евроазиатский открытый институт, и Южно-российский университет туризма и сервиса и вполне, как казалось, солидный МЭСИ, ныне Госуниверситет экономики, статистики и информатики. У каждой из шарашкиных контор по 30-40 местных студентов. Лекции в целях экономии читают всем курсам и факультетам одновременно.
Четыре учебных дня в месяц, правда, на протяжении пяти лет. Посещение свободное, экзамены автоматом. Не учеба – сказка. Спеццена для станичников – 100 тысяч рублей за весь курс. Что, впрочем, по местным меркам сумма весьма приличная.
"Экономист какой-то там. Вдруг, курей надо будет выращивать с высшим образованием", – говорит Артур Крупнов.
Глупейшая мода, плюс сила инерции: В сугубо аграрном райцентре никто не только не учит, но, главное, не желает учиться на аграриев. При этом на девять тысяч станичников уже приходится даже не три, а четыре гуманитарных лжевуза. Осенью на отшибе села в частном доме открылся филиал некоего ИПИ – Московского института профессиональных инноваций. На террасе – приемная комиссия, в гостиной – ректор с проректоршей. На стенах – поддельные лицензии на право образовательной деятельности через интернет.
Кстати, о так называемой дистанционной сдаче сессий через интернет, процветающей в коммерческих вузах чуть ли не повсеместно.
"Процедур аттестаций, происходящих в дистанционном режиме, на сегодняшний день нет и новым законом не предусмотрено. Поэтому формы образования могут быть разными, а экзамен не может происходить в дистанционном режиме", – говорит руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования РФ Любовь Глебова.
Это последнее сообщение нам показалось занятным. Связались с автором. Студент Московской Финансово-промышленной академии просил не показывать его лицо, так как ещё планирует доучиться.
"Пересдача у нас платная – 750 рублей один экзамен стоит. А в среднем в сессии 10-12 предметов. То есть в районе десяти тысяч студент раз в полгода должен выложить. И гарантированная пересдача. Там стоит программа, которая прошита так, что даже можно прийти, не зная вообще, какой предмет ты будешь сдавать. И можно, как мартышка, понажимать на любые кнопки, и гарантировано будет зачет", -
Небольшая справка. МФПА – один из крупнейших негосударственных вузов страны. 48 региональных отделений, около десяти тысяч студентов, за последние годы четырежды менял название. Головной офис – в здании электродепо. Несмотря на многочисленные нарекания учащихся, проблем с гослицензированием не имел.
"Слушай, дружище, вот вопрос: а зачем тебе вот такое образование? Вот объясни?" – спрашивает журналист.
"Какой-никакой диплом у меня все равно. По специальности я все равно, думаю, не пойду. А тут вся Москва учится, кто никуда не поступил", – говорит студент.
При советской власти в России было около трехсот вузов, сейчас вместе с филиалами – более трёх тысяч. Это абсолютный мировой рекорд. То же и с числом студентов. В стране их уже семь с лишним миллионов. Втрое больше, чем в 1990-м году. Несмотря на все планы по оптимизации высшей школы, под бдительным оком Обрнадзора за 2011 год лицензии лишился один лжевуз на всю Россию, за 2010 – ни одного.