В подмосковной Лобне 14-летние подруги – Лиза Пецыля и Настя Королева – решили расстаться с жизнью, шагнув с крыши 16-этажного дома. При осмотре погибших были обнаружены записки, в которых подростки написали, что решили свести счеты с жизнью, боясь наказания за двухнедельный прогул занятий, и предпочитают умереть, чем выслушивать нарекания по поводу своего поведения.
Уголовное дело заведено по статье 110 УК РФ – "Доведение до самоубийства". Взрослые пытаются понять, кто виноват: родители, учителя, пресловутые социальные сети или СМИ (прежде всего, телепрограммы), рекламирующие "не те" ценности?
Детский омбудсмен Павел Астахов призывает обратить внимание на проблему детского суицида на государственном уровне, ведь только за последние полгода это как минимум третье резонансное самоубийство подростков. Два аналогичных суицида – когда подруги вместе "шагнули в вечность" – произошли в Москве и Санкт-Петербурге осенью прошлого года.
Сегодня СМИ, сообщая об этом ЧП, приводят много подробностей, предшествовавших самоубийству девушек. Так, например, выяснилось, что перед смертью они оставили родителям прощальные записки и маленькие подарки на память.
Сайт "КП" сообщает о том, что одна из девушек накануне призналась подруге, что не хочет жить. Кроме того: девушки были завсегдатаями социальных сетей в Интернете. И, судя по их записям, тема смерти звучала там постоянно. "А может, без меня будет лучше?" – написала Лиза 8 января. "Смерть: Что вы за мной ходите? Я: Вы мне нравитесь", – написано в статусе у Насти.
Вести.Ru спросили психологов, что, на их взгляд, толкает молодых людей к роковому шагу?
Смайлик – плохая замена реальной улыбке
Глава отдела клинической психологии Научного центра психического здоровья РАМН Сергей Ениколопов отмечает, что вопроса "кто виноват?" для случаев самоубийства не существует. "Кроме некоторых, весьма конкретных ЧП, – поясняет он. – Но уголовное дело всегда возбуждается по этой статье, потому что проверяется, было доведение до самоубийства или нет? Однако в 90% случаев впоследствии выясняется, что доведения до самоубийства не было".
"Если же говорить о том, какие факторы могли бы повлиять на роковое решение подростков, то их несколько, – отмечает эксперт. – И каждый фактор привносит по своей капельке".
Одним из роковых факторов, например, могут быть холодные отношения в семье – когда родители не интересуются жизнью детей, и эта связь не работает. Еще один фактор – школа. Возникает вопрос: как она давит на подростка, что требует? И справляются ли дети с таким давлением?
Третий фактор – друзья. Насколько сильны социальные связи того или иного подростка? "Они (социальные связи подростков) переросли в социальную сеть, а там нет эмоций. Смайлик – плохая замена дружескому похлопыванию по плечу и реальным улыбкам", – говорит Ениколопов.
"Это проблема, которая сейчас стоит перед психологами. С одной стороны, понятно, что никто не откажется от социальных сетей. С другой стороны, мы не очень хорошо понимаем, как помогать детям существовать в этом мире без реальных рукопожатий и дружеских объятий", – отмечает эксперт.
Самоубийство заразно
"У меня раскален телефон. Такое ощущение, что все СМИ брошены на описание этого ЧП, – жалуется психолог. – Поймите: самоубийство – заразно! И такое внимательное освещение может привести к цепочке самоубийств".
"Один вариант, когда суицид совершает какой-то кумир миллионов, и этот факт широко освещается в прессе, и другое дело, когда кончают жизнь самоубийством молодые люди, ранее известные только близкому кругу родных и знакомых. Таким образом вы делаете из них как бы "звезд", – поясняет свою мысль Ениколопов.
"Несколько лет назад после того, как две девочки прыгнули из окна (тоже в Подмосковье), я потом насчитал более 30 аналогичных случаев суицидов. То есть пошла волна. И СМИ нужно понимать свою ответственность, – говорит психолог. – Ведь для подростка, который видит, что к таким ЧП привлечено всеобщее внимание, это может быть сигналом: значит, это так важно, что так громко освещается в прессе".
Опасно это еще и тем, что может стать своего рода роковой "подсказкой" подростку якобы выхода из какого-либо затруднительного положения. "Если раньше такого выхода в списке его решений не было, то после таких публикаций оно может появиться", – предупреждает психолог.
Уходят, потому что не умеют жить
Психолог, гештальт-терапевт Благотворительного фонда "Детская Больница" Ирина Лесскис считает, что в России в ребенке очень долго поддерживается "детскость" . То есть подростков долго воспринимают как детей. А когда приближается взрослая жизнь со своими требованиями, то тут их и подстерегают проблемы, с которыми они не могут справиться.
"В детстве им не нужно было думать, что делать, а дальше они оказываются наедине с собой: я и мир. И не знают, что им делать с этим миром", – считает психолог.
Подростки в этом плане более беспомощны, чем представители предыдущего поколения (которые старше их лет на 20). Потому что у них – более резкий переход к взрослой жизни, чем был у нашего поколения, считает эксперт.
"Кроме того, может быть и элемент такой жуткой "моды", когда один прыгнул, второй, и у подростков это фиксируется в голове, – говорит Ирина Лесскис. – Но главное – приходит время взрослеть и принимать решения, а подростки оказываются к этому не готовы. И при самых добрых отношениях в семье даже небольшое давление оказывается для ребенка непосильным".
"Они оказываются не готовы принимать ответственные, самостоятельные решения. И тогда им проще бросить всё и уйти, сказав: это потому, что вы меня ругаете. То есть переложить ответственность за этот свой роковой шаг на другого – на взрослого", – поясняет психолог.
Отвечая на вопрос, какие советы можно дать родителям подростков, эксперт говорит: "Прежде всего, интересоваться жизнью детей, тем, что им важно. И ни в коем случае не давить на них с целью вписать в общепризнанные рамки!"
Разумеется, не обошла вниманием Ирина Лесскис и влияние Интернета на жизнь подростков. Она рассказала об одном интересном исследовании, которое провела известный психолог Екатерина Мурашова. Молодежи было предложено провести 8 часов без интернета, компьютера, гаджетов. Из 64 подростков условия выдержали только трое.
Это ли не показатель, что подростки без виртуального общения уже не могут организовать свою жизнь? И как бороться?
Эксперт советует: ходить с детьми в походы, отвлекать их от компьютеров. А главное, ставить детей в ситуации, когда они сами должны принимать социально приемлемые решения и учиться ориентироваться в реальной жизни. Причем, начинать это нужно чем раньше, тем лучше – лет с 7-8", – советует специалист.