Одна из наиболее обсуждаемых тем сегодня – предельно допустимые меры самообороны. Поводом для дискуссии послужили события в Тульской области. Там предприниматель, защищая свою семью, убил троих вооруженных налетчиков в своем доме.
Следствие пришло к выводу, что хозяин действовал в пределах необходимой обороны, оснований для возбуждения уголовного дела нет. Но сначала дело все же было возбуждено по статье "Убийство двух и более лиц". Все это вызвало широкий общественный резонанс. Где же заканчиваются пределы допустимой самообороны? Этот вопрос ведущие "Утра России" обсудили с адвокатом, членом Общественной палаты РФ Анатолием Кучереной.
По его словам, судебная практика по делам о самообороне в нашей стране очень плохая. "Как правило, в отношении людей, которые защищали себя, возбуждалось уголовное дело. Их привлекали к уголовной ответственности с такой хитрой формулировкой – "включая смягчающие обстоятельства". Это абсурд полный", – рассказал Кучерена.
И все же, по его мнению, проблема не в законе, а в правоприменении и в тех людях, которые им непосредственно занимаются. Кучерена отмечает: с одной стороны, если в дом врывается вооруженный человек, с ним, порой невозможно поступить иначе, кроме как убить на месте. С другой стороны, нельзя бросаться в крайности, отметил адвокат, говоря о предложении некоторых депутатов узаконить убийство того, кто проникает в дом без ведома хозяина.
"Все-таки, мы должны понимать, что возможны случаи самоуправства, возможны случаи расправы под предлогом, что якобы на меня напали, – считает он. – Ситуация в семье предпринимателя Саркисяна очевидна: у него не было другого выхода, кроме как убить их".
По мнению адвоката, нужно стремиться к тому, чтобы все следователи по таким делам поступали так же, как следователи в Туле. "Нужно разумно здраво подходить к следствию: не бежать за жирной палочкой, которую надо поставить в статистику, что они привлекли кого-то к ответственности, а действовать по закону", – отметил он.
Адвокат пояснил, что в законодательстве говорится о соразмерности самообороны тем действиям, которые предпринимают злоумышленники. "Но когда человек находится в психотравмирующей ситуации, он не может сразу оценить характер и степень опасности, – подчеркнул Анатолий Кучерена. – Поэтому в каждом конкретном случае надо разбираться. И если действительно есть вооруженное нападение, человек имеет право применить любое средство, любое оружие, и убить нападающего. По крайней мере, я за это".