Новая Москва меняет свой облик. На присоединенных территориях занялись дорогами. Способ нашли быстрый и дешевый: асфальт, который снимают с центральных улиц столицы, перемалывают в крошку и мостят ею проселки. Для многих деревень, где до этого не было вообще никакой дороги, такая — становится спасением.
Не трасса ралли "Дакар", но сотни километров дорог на присоединенных территориях действительно в запущенном состоянии. И чем дальше от московской кольцевой, тем сложнее ситуация. 50 километров от МКАД. Поселение Рогово. В нем – 18 деревень.
Семь с половиной километров до деревни Ильино. Дорога здесь не просто плохая, ее нет вообще. Населенный пункт практически отрезан от внешнего мира. Сделать этот участок проходимым планируют к октябрю. Только тогда сюда сможет проехать и машина с продуктами, и скорая помощь.
Летом добраться до Ильинских можно только по полю. Но ухабистую тропу размывает даже после легкого дождя.
"Сами дороги делаем, сами деньги каждый год выкидываем. Трактор пройдет – разобьет дорогу, большая машина пройдет – разобьет дорогу", — сетует Вера Чижикова, староста деревни Ильино.
Появление на деревенских улицах грейдера и грузовиков местные жители – а их в Ильино всего несколько десятков – восприняли, как хороший знак крепкой связи с "большой землей".
"Те дороги, которые сегодня в тяжелом состоянии – внутри сельских поселений, мы высыпаем скол асфальта и равняем грейдерами", — рассказал Андрей Цыбин, руководитель Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Москвы.
Так называемый скол – это верхний слой асфальта, который снимают при замене покрытия. То, что отслужило свой срок в центре столицы не идет, как раньше, в утиль. Крошку отправляют в "новую Москву".
"Получается дешевле, чем закупать щебенку. В этой крошке присутствует щебенка, присутствует битум, то есть, это никак нельзя назвать: "Возьми, Боже, что мне негоже", — считает Александр Орешкин, руководитель ГБУ "Автомобильные дороги".
Отсыпается временная дорога – основа для будущей асфальтированной. Сначала ковш проходится по верхнему слою почвы, снимает его, затем укладывается привезенная из центра крошка.
"Дорога – это первый этап. Конечно, хотелось бы газ, потому что топим дровами, как в дикой деревне", — рассуждает Валентина Капенкина, жительница деревни Ильино.
Пожеланий – масса: увеличить электрические мощности, починить сельские мосты, но больше всего жители "нового юга столицы" хотят избавиться от мусора, которым забиты леса.
"Куда людям мусор девать? Не было же вывоза мусора, вот эти кучи столетней давности и образовались", — сокрушается Татьяна Бондаренко, жительница деревни Ильино.
Стихийные свалки сейчас ликвидируют в трех сотнях новоприсоединенных деревень и сел. Объем мусора поражает – полмиллиона тонн.
"Мы ежегодно вывозим большое количество мусора и работу эту проводим постоянно, но есть часть лесов, которые в глубине, там мы не смогли еще этого сделать", — сообщил Вячеслав Ермолов, глава внутригородского муниципального образования поселения "Мосрентген" в Москве.
Разбирать застарелые мусорные завалы будут в течение трех месяцев. Сейчас также активно работают инженерные службы. Идет подготовка к зиме. Ведь холода жители "нового юга Москвы", по планам коммунальщиков, должны пережить уже по столичному стандарту.