Лавров: Брахими не изменит ситуацию в Сирии

Сергей Лавров
Сергей Лавров
Начало политического диалога в Сирии не зависит от спецпосланника Брахими, считает министр Лавров. В первую очередь надо прекратить насилие как со стороны правительственной армии, так и со стороны оппозиции.

Начало политического диалога в Сирии не зависит от нового спецпосланника ООН и ЛАГ Лахдара Брахими, необходимо в первую очередь прекратить насилие. Об этом заявил глава МИД РФ Сергей Лавров в интервью телеканалу "Скай ньюс арабия", которое размещено сегодня на сайте министерства, передает ИТАР-ТАСС.

"Насилие отказываются прекратить все, — сказал министр. — Одно из очень важных решений, достигнутых в рамках Женевского коммюнике, заключалось в том, что прекратить насилие должны и правительственные силы, и оппозиция". Сейчас, констатировал он, "западные коллеги уходят от этой договоренности, нарушают взятые на себя обязательства, свою позицию". "Они требуют от правительства в одностороннем порядке прекратить вооруженные действия, вывести вооруженных людей и технику из городов, и только потом они готовы обратиться с просьбой к оппозиции перестать действовать вооруженными методами", — отметил Лавров.

"И это не потому, что мы хотим этого или мы даем какие-то советы Башару Асаду, — обратил внимание глава российской дипломатии. — А просто потому, что с точки зрения любого политика, любой военной операции это абсолютно нереалистичный подход, который говорит только об одном: когда заявляют о необходимости одностороннего разоружения режима, понятно, что цель — не успокоить ситуацию и не спасти жизни гражданского населения в Сирии, а сменить режим вопреки принципам Устава ООН". Лавров заметил, что миссия преемника Кофи Аннана будет гораздо меньше группы наблюдателей ООН. "Она будет состоять из нескольких десятков человек. Планируется, что там будет небольшой компонент военных наблюдателей, небольшой политический компонент и компонент, который будет помогать реализовывать гуманитарные проекты, например, доставку помощи, — информировал руководитель дипведомства. — Учитывая размеры этой группы и ситуацию в стране, где продолжаются боевые действия, сомневаюсь, что ее представители смогут часто выезжать из Дамаска в другие города".

Для министра очевидно, что, исходя из обстоятельств, на этом этапе самое большое внимание они будут уделять политическому процессу: налаживанию контактов, которые позволят завязать политический диалог. "Но политический диалог не завяжется, по крайней мере, эти усилия не приведут к окончательному результату, если не будет прекращено насилие, — подчеркнул он. — А это не зависит от Лахдара Брахими. Это не зависит от наблюдателей, которые лишь следили за тем, как выполняется объявленное в апреле перемирие".

Москва, напомнил Сергей Лавров, предлагает вновь объявить такое перемирие, "но уже под ответственность внешних игроков, которые имеют влияние и на правительство, и на вооруженные отряды оппозиции". "Если все мы желаем успеха политическому процессу, то нужно самим коллективно, дружно навалиться на все оппозиционные группы и заставить их прекратить стрелять, убедить срочно сообщить имена своих переговорщиков, направить их в то место, которое будет для всех приемлемо и которое будет согласовано, и начинать договариваться о переходном органе, о том, как потом быть с основными законами, включая конституцию, подготовкой выборов", — призвал глава МИД РФ.

"Мы подтверждаем нашу приверженность территориальной целостности Ливии, но там еще далеко не все решено с точки зрения устройства единого государства, — продолжил Лавров. — Там тоже предстоит договариваться, хотя и не с конфессиональными, этническими меньшинствами, но с племенами. Эти бурные события, которые опираются на объективную тенденцию стремления народов к лучшей жизни, подняли на поверхность очень много проблем, которые в период десятилетних правлений авторитарных режимов были загнаны вглубь. Сейчас это выплеснулось наружу. Наверное, если мы говорим о демократизации региона, то это неизбежно. Но обязанности и ответственность внешних игроков заключаются не в том, чтобы пытаться разыгрывать свои сиюминутные конъюнктурные интересы за счет всплеска копившихся десятилетиями проблем, а в том, чтобы эти проблемы приглушать, помогать народу решать их мирным путем, а не путем толкания локтями и хватания за оружие".


Также глава МИД РФ добавил, что Россия опасается не "суннитского исламизма", а обострения противоречий внутри мусульманского сообщества. "Мы опасаемся, что внутри ислама будут обостряться противоречия, которые могут очень плохо закончиться, — отметил Лавров. — Мы ежедневно наблюдаем террористические акты в Ираке, в Афганистане. Догадываемся, что за этим стоит". Россия за то, чтобы помогать всем мусульманам выполнять положения Амманской декларации, которую одобрил король Иордании Абдалла. "В ней сказано: если ты мусульманин, вне зависимости суннит ты, шиит или кто-то другой, если веришь в Аллаха, то должен действовать так, чтобы твои братья не были твоими врагами, — напомнил глава МИД РФ. — Это относится не только к исламу". Москва "выступает за межцивилизационный диалог и тесно сотрудничает с арабскими и другими мусульманскими странами в продвижении нравственных ценностей международных отношений", подытожил Лавров.