При всех наших министерствах и ведомствах существуют общественные советы. Есть такой совет и при Министерстве образования и науки. По случаю прихода нового министра, этот совет в начале лета сформировали заново – с превеликим шумом, через интернет-голосование. Об историях, связанных с этим голосованием нужно рассказывать отдельно, сейчас же замечу, что в итоге был сформирован совет из семнадцати человек, большей частью специалистов в образовании и науке, во главе с нобелевским лауреатом Алфёровым. Живи, казалось бы, и радуйся.
Но вот в понедельник, 24 сентября, получают члены Совета из Минобра письмо такого содержания: "Уважаемые коллеги! В соответствии с постановлением правительства федеральные органы исполнительной власти при внесении разработанных нормативных правовых актов в правительство РФ представляют заключение Общественного совета. Во исполнение указанного постановления направляется на рассмотрение проект Государственной программы РФ “Развитие образования”. В связи со сжатыми сроками внесения программы в правительство (27 сентября 2012 года) просьба рассмотреть в возможно короткий срок".
К письму приложен файл – та самая программа "Развитие образования на 2013-2030 годы". Я хотел было распечатать её, но пожалел бумаги: в программе 292 страницы. Вы понимаете? Вечером в понедельник серьёзные занятые люди получают 300 страниц текста. В четверг этот текст будет представлен в правительство. Но правительство зачем-то требует вашего, господа общественники, одобрения, поэтому проштампуйте-ка это ваше одобрение живенько. Нет, конечно, вы можете высказать и какие-нибудь частные замечания, только вы же понимаете – мы всё равно не успеем их учесть…Заранее благодарны!
На мой взгляд, это какое-то образцовое хамство. От уважаемых людей требуют, чтобы они подписали "одобрямс", не читая подсунутой им бумаги. Все же понимают, что всерьёз проштудировать 300 страниц за двое суток (при том, что у членов совета и своих дел выше крыши) попросту нереально. Впрочем, полистав документ с полчаса, я понял, что у чиновников Минобра и не было другого выхода – после прочтения их творение одобрить нельзя, одобрения не подпишет и самый лояльный "общественник" – только не глядя.
Довольно многие специалисты, которым мы успели показать документ или хотя бы его главы, единодушно бранятся. Вопреки громкому названию, это вообще не программа. Это коллаж, склеенный из полудюжины разных бумаг, клепавшихся Минобром в разные годы по разным поводам. Коллаж крайне неаккуратный: разные главы то противоречат друг другу, приводя по одному и тому же предмету разные цифры, то повторяют друг друга дословно, показывая, что чиновники владеют компьютерными функциями Copy-Paste много лучше, чем навыками внимательного чтения. Но это, разумеется, мелочи. Главное – в другом.
Программа – это задачи, ресурсы и методы. В минобровской бумажке нет задач – одни пожелания: пять российских вузов в мировой сотне, например; или оснастить все школы бассейнами или преподавателями-мужчинами. Но нет ни слова о том, как эти пожелания осуществить. Нет, в бумаге встречаются более чем разумные слова, поминаются более чем назревшие решения. Но они накиданы вразброс – и, похоже, только затем, чтобы подсластить пилюлю. Пилюля же состоит в том, что Минобр настаивает на продолжении – вплоть до 2030 года – всех, в том числе и самых одиозных своих инициатив.
Фиксируется и исключительная роль ЕГЭ, и фактическая ликвидация школьного образования в сельской местности, и убийственная система оплаты труда учителей "ориентированная на результат", и закрепление абсолютно неприемлемых стандартов для старшей школы под заведомо лживой вуалью "построения индивидуальных образовательных траекторий" – и так далее.
Да, я понимаю: у всех – или почти у всех – этих минобровских затей есть сторонники, в том числе и вполне бескорыстные. Но ни одна из них, вежливо говоря, не бесспорна – и в очередной раз, уже при новом министре, проталкивать эти идеи точно так же, как их проталкивали все последние десять лет, исподтишка, в искусственно созданной спешке – это выглядит, на мой вкус, очень скверно.
Нет, о Министерстве образования и науки эта неприятная история нам ничего нового не рассказывает. Но она может рассказать нам очень многое о новом составе Общественного совета. Если Совет согласится впопыхах, не обсуждая – да по существу, и не читая! – одобрить это вредное рукоделие, нам придётся констатировать, что Совет не захотел или не смог осуществлять общественный контроль над действиями министерства. А образование? В нём всё пойдёт, как раньше шло. Минобр называет это развитием, педагоги – деградацией.