Буквально на передовой борьбы за общенациональное единство России оказалась сельская учительница в Ставропольском крае, которая взяла на себя мужество запретить приходить в школу маленьким девочкам в мусульманских платках-хиджабах, скрывающих волосы, уши, шею и плечи.
Народный сход села Кара-Тюбе в присутствии министра образования края, муфтия и правоверных отцов пятерых школьниц постановил: на уроки девочки будут ходить не в хиджабах, а в обычных платках.
Напряжение вроде спало, но написанные как под копирку пять заявлений родителей о нарушении их прав из районного суда никто не забрал.
"Заявители ссылаются на конституцию РФ, на устав школы, в том числе и на уголовное законодательство. За все время таких прецедентов не было", — говорит председатель Нефтекумского районного суда Олег Дыкань.
Жизнь духовная и жизнь светская сошлись в школе имени Аркадия Гайдара. Примета времени и наглядный пример, как стремительно меняется уклад на востоке Ставропольского края. В хиджабах здесь ходит примерно треть местных взрослых женщин. Но вот детей в хиджабах учителя школы имени Гайдара впервые увидели в этом сентябре.
Покрывать голову женщины Кавказа привыкли с незапамятных времен. Платок, правда, надевали только после свадьбы, ну а таких нарядов, как хиджаб, еще лет пять назад здесь не было и в помине.
"В исламской культуре хиждаб как и другие виды сокрытия женского тела – это символ веры, по большому счету, потому что Мухаммед повелел женщинам носить платок, и поэтому, как повиновение, она носит этот платок. Применение к нашему региону — это все-таки попытка навязать другую модель поведения нашим народам", — считает ведущий научный сотрудник Института социально-экономических и гуманитарных исследований Южного научного центра РАН Звездана Доде.
Скандал в Кара-Тюбе вышел громкий: приехали комиссии чиновников, журналисты из Москвы. Местные казаки, правда, таким переменам в классах и на улицах уже не удивляются. Горский колорит уверенно и без спроса входит в их повседневную жизнь.
Лезгины, даргинцы, ногайцы и аварцы на востоке Ставрополья были всегда. Но впервые живущим на этих землях народам приходится сражаться друг с другом за жизненное пространство. Рождаемость в том же Дагестане высокая, а безработица бьет все рекорды. Вот и отправляются горцы на запад в поисках лучшей жизни. Там, где раньше росла пшеница и овощи, теперь пасут овец. Начинаются нелегальные стройки — на новом месте приезжие обживаются быстро.
41 тысяча гектар — спорные земли, судьбу которых решает суд. Русские втихаря отстреливают чужих овец, кавказцы демонстрируют силу — драки "стенка на стенку" со стрельбой и поножовщиной пресечь получается не всегда. Напора приезжих местные не выдерживают — продают дома и уезжают со Ставрополья целыми семьями, улицами, поселками. Искать защиты у властей на местах — дело долгое, нервное, а иногда и просто бесполезное. С жалобами на мирские проблемы обиженные жители приходят к властям духовным.
"Конфликты, которые возникают у приехавших с местными жителями, к сожалению, тоже не всегда правильно регулируются местными сотрудниками органов внутренних дел. Я слышал такие случаи, когда, например, приехавшим людям с Северного Кавказа за вознаграждения давали условные сроки, а вот уже к казакам часто применяли такие статьи уголовного кодекса, по которым 8-10 лет они сидели за решеткой", — говорит митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл.
И вот еще одно село становится похожим на аул. В сельпо хиджабы лежат на прилавке среди хлеба, спичек и других товаров "повседневного спроса". Мечетей на Ставрополье уже не хватает. В молельные превращаются даже жилые дома.
"На джума-намаз здесь не помещаются. Мы строим. Где-то около двух тысяч собираются на джума-намаз", — говорит заместитель муфтия Ставропольского края Вахид Хаджи Накохов.
В курортном Пятигорске обнаружили, что некогда частный дом разросся до целого религиозного центра. На пятничный намаз верующие идут через огороды. Недавно самовольно поставили минарет, скоро откроют медресе.
"Вопрос в тех течениях и направлении ислама, которое начинают заходить на Ставрополье. Казаки и русские поднялись против строительства мечети не потому, что это против ислама, привыкли жить всю жизнь. Местные не могут разобраться, а кому эти мечети принадлежат, кто, какого течения ислама — традиционного, ваххабиты уже зашли туда или салафиты, как мы называем", — рассказывает лидер общественно-политического движения "Русское единство Кавказа" Сергей Попов.
Облачив в хиджабы своих женщин и детей-школьников, правоверные отцы из села Кара-Тюбе напирают на свободу вероисповедания. А педагоги опасаются, что если так пойдет дальше, созывать детей на уроки в школе имени Гайдара будет не привычный звонок, а песнопения муэдзина.