Анастасия Завгородняя до сих пор не верит, что ей вернули детей

Анастасия Завгородняя до сих пор не верит, что ей вернули детей
Анастасия Завгородняя до сих пор не верит, что ей вернули детей
Социальная служба Финляндии вернула россиянке Анастасии Завгородней ее четверых детей. Это событие стало полной неожиданностью и для нее, и для ее защитников. В конце сентября финские соцработники забрали у Завгородней детей из-за подозрения в насилии.

Социальная служба Финляндии вернула россиянке Анастасии Завгородней ее четверых детей. Это событие стало полной неожиданностью и для нее, и для ее защитников. В конце сентября финские соцработники забрали у Завгородней детей из-за подозрения в насилии. Поводом послужило слова шестилетней дочери о том, что папа ее шлепнул. Власти собирались навсегда разлучить мать с ее малышами.

От плановой встречи с работниками социальной службы Финляндии Анастасия Завгородняя могла ожидать чего угодно, но только не этого. Совершенно неожиданно ей разрешили забрать детей и покинуть приют. Сейчас старшая шестилетняя дочь, двухлетние близнецы и новорожденный малыш уже дома. Сама Анастасия до сих пор не верит в случившееся. "Они пришли к решению, что нам будет лучше дома, — говорит счастливая мать. — Сказали, что работники будут навещать нас. Мы очень рады этой перемене! Мы не знаем, что повлияло на решение, почему они его так неожиданно переменили. Конечно же, мы очень рады, и очень рады дети у меня! У Вероники завтра день рождения, ей будет семь лет!"

С Вероники все и началось. В школе девочка рассказала, что папа ее шлепнул. Дальше события развивались молниеносно: инспекторы ворвались в дом к Завгородней. Отца заковали в наручники. Сначала в приют отправили троих ребят. Анастасию вместе с грудничком поместили в социальный изолятор, в комнату с решетками, где она должна была находиться до решения суда — минимум полгода. Но спустя десять дней их с ребенком тоже разлучили.

История попала в прессу, в Финляндии прошли митинги. На сторону россиянки встали сотрудники нашего консульства, громкие заявления делали в МИДе, кропотливую работу проделали юристы и правозащитники. "Можно, в принципе, считать, что вопрос семьи Завгородних закрыт, — заверяет Уполномоченный при президенте Российской Федерации по правам ребенка Павел Астахов. — Конечно же, если вдруг повторится какая-нибудь история или дети пожалуются, финские социальные службы не преминут опять применить карательные меры. Но в настоящее время, можно сказать, это определенная победа".

По статистике, только в прошлом году соцработники Финляндии забрали из семей около восемнадцати тысяч несовершеннолетних — это население среднего финского города. Очевидно, что ряд процедур, законов, да и сами методы разлучения давно нуждаются в пересмотре. Ювенальная юстиция, о которой правозащитники всего мира совсем недавно говорили как о лекарстве против насилия в семьях, явно дала сбой. "Чтобы решать проблемы русских детей в Финляндии, российские чиновники и эксперты должны создавать рабочие группы и обсуждать проблему, — говорит Йохан Бекман, финский правозащитник. — Проблему законодательства, проблему разницы законов между нашими государствами. Это очень важно для благополучия наших семей". Бекман утверждает, что в финской национальной программе по борьбе за права ребенка сказано: в России избиение детей — норма, поэтому на русских детей идет настоящая охота.

И хотя победа Анастасии Завгородней внушает надежду, десятки других россиянок в Финляндии пока не могут отстоять право воспитывать своих детей. Из смешанных российско-финских семей на сегодняшний день изъяты более пятидесяти детей. Последний случай — дело Альбины Касаткиной, у которой отобрали сына и дочь по заявлению новой жены ее бывшего мужа.