Россия возмущена вердиктом, который вынес американский суд по так называемой "коллекции Шнеерсона". Об этом говорится в опубликованном заявлении МИД РФ. В Вашингтоне решили, что Москва должна выплачивать ортодоксальному иудейскому движению в США 50 тысяч долларов ежедневно.
4 425 старинных книг — коллекция, вокруг которой десятилетиями кипят нешуточные страсти — мирно стоят на полках Российской государственной библиотеки. Температурный режим, а вместе с ним и градус российско-американского культурного диалога грозит нарушить очередное скандальное решение суда американского округа Колумбия. По нему Россия должна выплачивать ежедневно по 50 тысяч долларов за отказ передать библиотеку иудейской организации "Хабад". Российский МИД отреагировал жестко, назвав введение штрафных санкций против суверенного государства беспрецедентным, нарушающим нормы международного права.
"По решению суда, в качестве обеспечения решения суда могут быть арестованы активы РФ на территории США. В этом случае Россия примет адекватные меры в отношении американского госимущества на территории РФ", — подчеркнул спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой.
Коллекция — это книги и документы, собранные поколениями семьи Шнеерсон в местечке Любавичи Смоленской губернии. В годы Первой мировой войны они сами передали святыни на хранение в Москву. В 1918 году библиотека была национализирована, Шнеерсон эмигрировал. И только с началом перестройки американские хасиды начали добиваться возвращения книг. Даже пытались захватить силой. Судиться за книги начали в России, продолжили в США. Американский суд библиотеку постановил вернуть, а теперь фактически поставил на "счетчик". Такой подход возмутил даже Минюст США.
Хасиды так настойчиво хотят вернуть книги, потому что верят: там — священные знания. В Российской государственной библиотеке ценность коллекции хранители называют "сильно преувеличенной". Библиотека Шнеерсона никогда не покидала пределы России, но по договору с американской стороной доступна всем, без исключения. Пока эти книги хранятся в РГБ, гражданин любой страны мира может стать их читателем. Сотрудники говорят, что интересуются библиотекой Шнеерсона не часто, пару раз в год. Но и эта возможность исчезнет, как только коллекция окажется в частной собственности.
Все предыдущие решения американского суда уже спровоцировали крупнейшие российские музеи приостановить организацию любых выставок в Америке, так как слишком велика опасность ареста экспонатов. Новое постановление не просто ставит под удар музейное сотрудничество, а превращает его в почти невозможное.