Глава фонда Hermitage Capital Уильям Браудер привлечен к ответственности в рамках уголовного дела о хищении акций концерна "Газпром". Постановление об этом передано через посольство Великобритании. Браудер подозревается в незаконном выводе акций и попытке получить доступ к финансовой отчетности газового монополиста. Все эти заявления прозвучали на специальном брифинге в следственном департаменте МВД.
Это, конечно, не все дело, а лишь его эпизод, пояснили журналистам в начале пресс-конференции. Впрочем, эпизод значимый, причем настолько, что по нему уже можно предъявлять обвинения Уильяму Браудеру.
Следователи МВД уверены: глава инвестфонда Hermitage Capital имеет самое непосредственное отношение к незаконной скупке акций "Газпрома" в начале 2000-х. И скупка эта была совершенно незаконной, о чем Браудер, конечно, знал.
"В тот период существовал указ президента, ограничивающий право на покупку данных акций иностранными гражданами", — напомнил начальник Управления следственного департамента МВД России по расследованию организованной преступной деятельности и коррупции Михаил Александров.
Чтобы обойти закон, придумали схему, авторами которой были сотрудники фонда и сам Браудер. В Калмыкии, российском офшоре, были созданы две малоприметные фирмы со штатом не более трех человек. Каждая из этих подставных фирм перекрестно владели контрольным пакетом друг друга. Остальные акции компаний принадлежали кипрской фирме. Но именно эти две компании — формально российские, через счета в московских банках и скупали газпромовские акции в пользу иностранных клиентов фонда Браудера.
Всего таких фирм было создано более двадцати, в том числе в Читинской области и Бурятии.
Директорами, точнее зиц-председателями в калмыкских ООО "Камея" и "Байкал-М" числились инвалиды. В частности, в их трудовые книжки были внесены данные о том, что они работают, например, финансовыми аналитиками в подставных компаниях.
В Элисте в неприметном кирпичном доме по-прежнему живут Алексей и Оды Букаевы. Это те самые инвалиды, которых цинично использовал Браудер в своих схемах. Они, конечно, не аналитики, и бизнеса у них, как говорят соседи, никакого нет.
"Семья – двое больных детей. И глава семьи два инфаркта перенес. Больше ничего не знаю о них. Знаю, что мальчишки еще как-то пытаются подработать. Но как они могут работать? Они же инвалиды оба", — говорит о Букаевых их соседка.
На самом деле сотрудники-инвалиды позволяли фонду Hermitage Capital вместо положенных 35 процентов налогов платить всего 5.
- Какие документы у вас потребовали при приеме на работу?
"Трудовая, сберкнижка и договор", — отвечает Алексей Букаев.
Сколько доставалось братьям Букаевым и другим таким же бедолагам от скупки и продажи акций "Газпрома" — неизвестно, но, видимо, не много. Братья Букаевы по-прежнему живут в небольшой квартире, о них заботится только отец. От общения он отказался.
Сам Уильям Браудер еще накануне заявил, что все претензии к нему со стороны российского МВД — это ложь и провокация, он ни к чему подобному не причастен.
В МВД парируют: причастен, у нас есть даже документы с подписью Браудера. Ущерб уже оценен — это без малого три миллиарда рублей, и это только от махинаций с двумя калмыкскими компаниями, а скупка акций ОАО "Газпром", видимо, была не только бизнесом.
"Анализ полученных сведений, полученных органами предварительного следствия, говорит о том, что Уильям Браудер стремился не только получить личную выгоду от владения акциями в виде дивидендов, но и пытался получить доступ к документам финансовой и иной отчетности общества, имеющего стратегическое значение для Российской Федерации", — подчеркнул начальник Управления Следственного департамента МВД РФ по расследованию организованной преступной деятельности и коррупции Михаил Александров.
Именно Уильям Браудер стал инициатором принятия в США так называемого "Списка Магнитского". Юрист фонда Hermitage Capital Сергей Магнитский был задержан по подозрению в совершении налогового преступления, и умер в Бутырской тюрьме.
Браудер сразу заявил, что юрист якобы раскрыл схему хищения средств фонда коррумпированными российскими чиновниками и полицейскими, и за это, дескать, и пострадал. Один из тех, кого Браудер обвинил в этом, — следователь Павел Карпов обратился с исковым заявлением против Браудера в лондонский суд.
Браудер, кстати, отказался участвовать в этом судебном процессе. А следователь намерен доказать, во-первых, непричастность к смерти Магницкого, а, во-вторых, показать, что фонд Браудера совершал сомнительные сделки в России. Теперь, видимо, после пресс-конференции доказать это будет несколько проще.
А самому Браудеру в ближайшее время будет предъявлено обвинение. В МВД пообещали вызвать его на допрос. Он вряд ли туда пойдет, но тогда, скорее всего, Уильям Браудер будет объявлен в международный розыск.