Ситуация в Алеппо по-прежнему крайне сложная. Исторический центр города – в руках боевиков. Они же хозяйничают и на окраинах – в районе аэропорта. Добраться до города можно только ночью и только на вертолете, но и тогда никто не сможет гарантировать безопасность – даже ночью боевики открывают по технике шквальный огонь.
Аэропорт окружен боевиками с трех сторон: 200 метров на восток, 800 на север и пара километров на запад. В самом городе, по словам губернатора, стало хуже. Алеппо наводнила "Джебхат ан-Нуср (запрещена в РФ)а", но, по мнению военных, стало лучше – ее выбивают на окраины экономической столицы пехотой, использовать вертолеты запрещено.
Семья Рамуди бежала из района Кафр-Даель. Вспоминают, как туда пришли боевики из "Нусры", мужчин прогнали, а женщин оставили себе в качестве наложниц – как расплату за джихад. Семья укрылась в районе Хан-аль-Ассаль. Уже здесь потеряла троих, когда с той стороны выпустили ракету. "Все случилось очень неожиданно, — вспоминает маленький Али Амури. – Прилетела ракета, и все побежали, и папа тоже. Он отравился ядом и умер".
О том, что это был не просто снаряд, люди не знали. Но сразу заметили странности. "В этот раз был очень резкий запах и дым другого цвета. Вся земля вокруг после взрыва окрасилась", — рассказал Амар Рамуди.
С момента падения ракеты с химическим зарядом в районе Хан-аль-Ассаль прошла почти неделя, но здесь по-прежнему опасно находиться без специальной защиты. Снаряд взорвался около жилых домов и мечети. Большинство погибли позже – уже в больнице, от удушья. Смертельную дозу отравляющего вещества получили и животные, трупами которых усыпаны улицы Хан-аль-Ассаль.
"Мы впервые сталкиваемся с такими ранениями. Это сильный ожог дыхательных путей, люди отхаркивали кровь, нескольким понадобились кислородные маски. Причина – вдыхание химического материала. Какого – предстоит уточнить", — сообщил Тамим Азан, главный врач больницы.
"Ожог дыхательных путей может вызвать хлор, — считает Абдель Гани Саед Омар, профессор химии университета Алеппо. – Он же вызывает ожог легких, и человек задыхается. Пары хлора тяжелее воздуха, поэтому они остаются у земли и сразу не рассеиваются. Это вещество можно создать кустарным способом из обычной поваренной соли".
Если это был хлор, то, скорее всего, его взяли на сирийско-болгарском заводе в 40 километрах от Алеппо. Фабрика, где изготавливают химикаты для очистки воды, уже долгое время в руках "Джебхат ан-Нусры". Губернатор провинции вынужден покупать у них продукцию фабрики по цене в разы выше реальной стоимости.
"Я помогала раненым, а потом мне самой стало плохо. Было тяжело дышать, жгло нос и болели глаза", — рассказывает медсестра Шерин Марко.
Ранения действительно необычные. Кадры из больницы: человек не может устоять на ногах. Это похоже на воздействие другого, более опасного газа – зарин.
"Зарин влияет на центральную нервную систему, на мозг. Человек не может ходить, теряет стабильность и перестает ориентироваться в пространстве, его шатает. Этот газ не сделать в домашних условиях", — говорит Абдель Гани Саед Омар.
Следы появления зарина в руках боевиков уводят на заводы в Турцию. На нескольких роликах в Интернете, где звучат угрозы использовать химическое оружие против сирийцев, видны надписи на турецком языке.
У детей – целая коллекция упавших на район самодельных снарядов. На вопрос "Кто стреляет?" отвечают сразу: "Боевики". В ответ на появление съемочной группы "Вестей" из соседнего района снова прозвучали выстрелы. Дети, похоронившие отца, и почти привыкшие ко всем ужасам войны, в этот раз даже не моргнули.