Ситуация в Сирии и вокруг нее радикально изменилась. Стало ясно, что крупная группировка революционеров-террористов, попавшая в котел в приграничном с Ливаном городе Эль-Кусейр, похоже, там и сгинет. С одной стороны город блокирует правительственная армия Башара Асада, с другой — отряды движения "Хезболла". В окружении там остаются и боевики подразделения "Аль-Каид (запрещена в РФ)ы" фронта "Джабхат аль-Нуср (запрещена в РФ)а".
На пощаду рассчитывать не приходится, поскольку беспощадность как правило игры они ранее предложили сами. Так и вели себя, устраивая публичные расстрелы с выкладкой в Сеть или пожирая вырезанное у солдата правительственной армии сердце. И все это — в борьбе за новый халифат.
"Я никогда не видела такой жестокости, даже в Боснии", — говорит Карла дель Понте, член комиссии ООН по Сирии. О безнадежности окруженных говорит и тот факт, что Национальная коалиция сирийских революционных и оппозиционных сил потребовала снять осаду Эль-Кусейра как условие участия в предстоящей международной конференции по Сирии "Женева-2". При этом идет спекуляция судьбой мирных жителей Эль-Кусейра, которыми террористы уже привычно прикрываются как щитом. На таком фоне Евросоюз дает зеленый свет поставкам оружия исламистам.
Бои за ключевой город в центре Сирии длятся уже несколько недель. Спецоперация идет на севере Эль-Кусейра. По данным сирийской армии, на той стороне — несколько тысяч боевиков организации "Джабхат аль-Нусра", которая является ячейкой "Аль-Каиды" в Сирии.
Правительственные силы совместно с активистами движения "Хезболла" взяли противника в кольцо. Когда ситуация для боевиков стала критической (без пополнения и продовольствия воевать трудно даже радикальным исламистам салафитам), вмешались лидеры вооруженной оппозиции, которые находятся за пределами Сирии.
Крупнейшее объединение противников Башара Асада — Национальная коалиция оппозиционных и революционных сил Сирии — решило: осада Эль-Кусейра — повод не участвовать в конференции "Женева-2".
"Создается впечатление, что Национальная коалиция и ее региональные спонсоры делают все, чтобы не допустить начала политического процесса и любыми способами, включая недобросовестную обработку общественного мнения на Западе, добиться военной интервенции в Сирии", — заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.
А пока оппозиция просит помощи у спонсоров — Катара и Саудовской Аравии, продолжая войну методом террора.
Еще час назад один из местных жителей, обычный пассажир рейсового автобуса, выехал из Дамаска в Хомс. Теперь его брат — он находится в шоковом состоянии — рассказывает, что случилось в дороге.
"Мы ехали в автобусе, по нам начали стрелять бандиты. Мой брат истекал кровью", — вспоминает мужчина.
Автобус не доехал до Хомса километров десять. Снайпер вооруженной оппозиции открыл огонь по обычной маршрутке и тяжело ранил троих.
Похороны военного репортера сирийского телевидения Яры Аббас. Ее убили в окрестностях города Эль-Кусейр. И здесь работал снайпер. Машину Яры расстреляли, когда она двигалась в сторону базы ВВС Ад-Дабаа. Яре было всего 27 лет. Она стала 83-м репортером, погибшем в Сирии за два последних года.
Когда в Сирии погибают местные журналисты, в западных СМИ, как правило, заявляют: убиты пропагандисты. Но здесь к таким двойным стандартам давно привыкли.
Ночью жители спального района Дамаска Джобар услышали звук взрыва. Мало кто встревожился, ведь позиции боевиков — всего в километре отсюда, почти все здесь привыкли к минометным обстрелам. Но уже через полчаса людям пришлось вызывать бригады скорой помощи. Пострадавшим повезло — больница здесь совсем близко.
Боевики устроили химическую атаку — к обычному снаряду была прикреплена емкость с неустановленным отравляющим веществом.
"Я сидел со своей семьей у открытого окна и после взрыва начал задыхаться. Сдавило грудь, в глазах потемнело. Как попал в госпиталь, не помню", — вспоминает житель Дамаска Саид.
"У всех поступивших, а за сутки к нам обратилось около 200 человек, был один диагноз — "отравление неизвестным химическим веществом", — сказал врач районной больницы Махмуд Саккаф.
Специалисты взяли пробы воздуха. Военные установили место падения снаряда. Теперь материалы изучают эксперты. При этом в Турции при попытке провезти зарин на территорию Сирии были задержаны 12 членов фронта "Джабхат аль-Нусра". Правда, почти всех арестованных через несколько часов турецкие спецслужбы почему-то отпустили. Но и всего этого не замечают в Лондоне, Париже и Вашингтоне.
Больше Запад тревожат грядущие поставки российских зенитно-ракетных комплексов С-300 в Сирию. Президент Сирии Башар Асад в большом интервью ливанскому телеканалу "Аль-Манар" выразил уверенность в том, что Москва не откажется от военно-технического сотрудничества с Дамаском.
"Мы не раскрываем своих военных действий. Не говорим о том, что получаем или уже имеем. Но что касается контрактов с Россией, с кризисом в Сирии они никак не связаны. С этой страной мы ведем переговоры по различным видам оружия уже многие годы, и российская сторона охотно сотрудничает с Сирией в этих вопросах. Поэтому хочу подчеркнуть, что ни визит Нетаньяху в Москву, ни какие-либо другие обстоятельства не сказались на поставках оружия. Все, что мы уже согласовали с Россией, будет осуществляться, и многие из договоренностей уже были выполнены. Мы продолжим работать по этим контрактам", — заявил Асад.
Зенитно-ракетные комплексы С-300 в гражданской войне использовать невозможно, а вот ПВО страны они усилят многократно. Впрочем, пока на переднем плане — именно противостояние внутри Сирии. Как только правительственные силы завершат спецоперацию в Эль-Кусейре, ударные армейские подразделения перебросят уже к турецкой границе. На очереди — масштабная спецоперация в экономической столице Сирии — городе Алеппо.