Написали дети еще один обязательный единый государственный экзамен – на этот раз по математике. Как сказали бы в школе, поднимите руку, кто услышал в сообщениях об этом дне хоть что-нибудь для себя новое, хоть что-нибудь неожиданное. Нет, кто-то мог изумиться особенно хитроплетенным трюкам, с помощью которых разные лица поправляли ошибки Фортуны, обеспечивая детям баллы повыше. Но это изумление, скорее всего, вызвано забывчивостью: все почти то же самое наблюдалось и неделю назад, на ЕГЭ по русскому языку, и год назад, в прошлую экзаменационную страду. Новых трюков никто уже не сочиняет, потому что их и так уже насочиняли более чем достаточно.
Решения заданий ЕГЭ по математике появились в Интернете до начала экзамена на Дальнем Востоке. Кто-то предлагал прислать ответы на тест за отдельные деньги, а кто-то вывешивал их бесплатно, от полноты чувств. Ново? Да нет, не ново – и прежде варианты были в Сети до начала экзаменов, разве что, по-видимому, менее обильно. И прежде Минобр и Роскомнадзор снисходительно объясняли публике, что варианты, в основном (очень трогательно это "в основном"), ненастоящие, и сейчас то же самое объясняют. Прежде этим пояснениям мало кто верил, и теперь им веры нет. Люди же слушают не только чиновников по телевизору, они слушают и знакомых, и друзей по социальным сетям, а те почему-то чаще рассказывают обратное.
Снова, как было и прежде, жестко наказывают нескольких школьников, явно нарушивших правила сдачи экзамена, и снова этих ребят очень жалко. Нет, пострадали они по заслугам: нарушили правила и попались, наверно, нужно покарать. Но поскольку нарушителей на порядки больше, а наказывают только этих, им поневоле начинаешь сочувствовать. Так что если Минобр надеется единичными суровостями повернуть общественное мнение, чтобы "земля горела" – или хоть потрескивала – под ногами списывателей и их пособников, то зря надеется. Общественное мнение, мне кажется, все больше поворачивается против самого Минобра. Не в последнюю очередь потому, что Министерство образования — за ЕГЭ, а общественное мнение – против.
Чиновники обожают повторять, что "общество приняло ЕГЭ". Они, видимо, имеют в виду какое-то свое общество. Данные опроса, на этих днях проведенного ИА REGNUM. На вопрос о том, как введение ЕГЭ отразилось на качестве системы образования в России, 82 процента респондентов ответили "негативно", пять процентов — "позитивно", восемь процентов — "никак ". Ладно, это онлайн-опрос, он дает смещенную картину. Тогда вот несмещенные данные ФОМ: одобряют введение ЕГЭ 17 процентов опрошенных, не одобряют – 56 процентов, в три с лишним раза больше.
К нынешнему лету вполне сложилась всероссийская традиция неофициального прохождения ЕГЭ. Никто на самом деле не знает, сколько ребят купили ответы заранее, сколько получили подсказку от учителей или товарищей, сколько проконсультировались с внешним миром при помощи всяких там смартфонов. Но единодушное ощущение, что всех их вместе – много, слишком много, чтобы сохранилась мотивация проходить это испытание честно. И не в том даже дело, что за всеми не уследишь, что развитие гаджетов заведомо обгоняет блокирующие усилия контролеров, хотя все это правда. Год за годом министерству образования пытаются втолковать, что невозможность устроить удовлетворительно честную сдачу ЕГЭ объясняется системным пороком: все, от школьника и его родителей до губернатора и министра, заинтересованы в завышении баллов, и нет в стране ни единой силы, заинтересованной в честности экзамена. Но Минобр не может себе позволить согласиться с этим: как это – у любимого дитятки системный порок! И потому год за годом Минобр в ответ на любые разоблачения старательно радуется, что нарушений снова стало меньше, что борьба с ними снова стала гораздо "борцовее", что еще чуть-чуть, и ЕГЭ станет чист, как слеза сдающих его младенцев.
Самое же забавное, хотя что уж тут забавного, самое удивительное состоит в том, что на самом-то деле Минобр прекрасно понимает, что ситуация вокруг ЕГЭ уже стала совершенно недопустимой и имеет очевидную тенденцию к ухудшению. Поэтому почти наверняка уже в будущем году министерство сдаст назад: ЕГЭ перестанет быть единственным параметром, по которому абитуриенты зачисляются в вуз. То ли станут учитывать средние баллы аттестата, то ли какое-то там неведомое портфолио. Конечно, таким способом и напряжение вокруг ЕГЭ, и дикая вокруг него коррупция будут несколько снижены, но – ценой молчаливого отказа от певшихся десять лет этому самому ЕГЭ псалмов, в которых именно его единственность и прославлялась выше солнца.
Поскольку никто не собирается всерьез и объективно проанализировать накопленный за эти годы опыт ЕГЭ, выявить его плюсы (чтобы сохранить) и минусы (чтобы преодолеть), то можно с грустной уверенностью предсказать: отползание от ЕГЭ будет проведено с той же грацией, что и его внедрение. Еще и с этим наплачемся.