Эксперты ООН выяснят, кто стоит за химическими атаками в Дамаске

Сирийские повстанцы обвинили официальные власти в химической атаке, жертвами которой стали 1188 человек. Дамаск отрицает эту информацию, на место выехали эксперты ООН по химическому оружию. Кто бы ни стоял за атаками, очевидно, что в Сирии активно используется оружие, запрещенное во всем мире.

В результате химической атаке в Восточной Гуте, которая находится в пригороде Дамаска, погибли 1188 человек, сообщается в "Твиттере" телеканала Al-Arabiya. Некоторые повстанческие группировки сообщают о массированной атаке всех пригородов, занятых силами оппозиции. Правительство Сирии отрицает эту информацию, напоминая об инциденте в контролируемом правительственными войсками городе Хан-эль-Асале 19 марта, когда жертвами химической атаки стали 28 человек. По данным сирийских и российских экспертов, снаряды с зарином, повлекшим смерть людей, были произведены сравнительно недавно и выпущены самими повстанцами.

Взаимные обвинения в применении запрещенного химического оружия стали для Сирии обыденностью, особенно после того, как президент США Барак Обама подчеркнул, что применение режимом Башара Асада химического оружия является "той красной линией", после пересечения которой он готов пересмотреть решение об интервенции в Сирию. Впрочем, несмотря на многочисленные факты химических атак, которые и США, и Великобритания считают доказанными, это решение до сих пор не принято, в первую очередь, из-за принципиальной позиции Пентагона, который упорно не желает ввязываться в сирийскую гражданскую войну.

Химическое оружие активно применялось в ходе Первой мировой войны, но после ее окончания было признано оружием массового поражения и запрещено Женевским протоколом 1925 года. Хотя во Вторую мировую войну химическое оружие практически не использовалось, оно широко применялось в конфликтах второй половины ХХ века, в том числе, в войне во Вьетнаме и в ирано-иракском конфликте. В настоящий момент химическое оружие запрещено также Конвенцией ООН, которая вступила в силу в 1998 году. Соглашение подписали и ратифицировали практически все страны мира, кроме Анголы, КНДР, Сомали, Египта и Сирии, обладающей самыми большими запасами химического оружия.

Вопрос о том, кто будет охранять многочисленные склады с химическим оружием, был в центре внимания с самого начала гражданской войны, а после того, как многие склады оказались на захваченной повстанцами территории, встал особенно остро. Данные об очередной химической атаке, которые подтверждаются фотографиями пострадавших и заявлениями врачей, поступают каждый месяц, однако каждый раз из противоборствующих лагерей поступает абсолютно противоположная информация. Повстанцы обвиняют войска Башара Асада в уничтожении собственного народа с попустительства мирового сообщества, в Дамаске эти обвинения отвергают, возлагая ответственность за атаки на радикальные исламистские группировки, сражающиеся на стороне оппозиции, многие из которых имеют прямые или косвенные связи с "Аль-Каид (запрещена в РФ)ой". В ООН, которая до недавнего времени исследовала подобные инциденты в Турции, полагают, что в них замешаны обе стороны.

Совсем недавно официальный Дамаск, наконец, согласился принять экспертов ООН по химическому оружию, которые прибыли в страну 18 августа и сразу же отправились в Хан-эль-Асаль. Поскольку новая атака — самая масштабная за всю войну, сейчас все внимание приковано к экспертам ООН и к тому, кого они в итоге сочтут виновными в совершении этой атаки. Не дожидаясь официального расследования, лидер сирийских повстанцев Ахмад Джарба заявил, что ответственность за произошедшее должно взять на себя все мировое сообщество, которое допустило подобную трагедию.