США и Великобритания готовятся нанести военный удар по Сирии. На этом фоне инвесторы предпочитают уходить от рисков. На мировых рынках резкий рост котировок нефти и золота. Вероятность ракетного удара, несомненно, стала катализатором роста. Но движения рынка зависят не только от точки прицеливания американских "Томагавков".
Цены на нефть и золото слишком долго были стабильными. Все это время Федеральный резерв США накачивал мировую экономику долларами.
Программа количественного смягчения продолжается, печатный станок включен. Все условия для роста цен созданы. В результате впервые за 4 месяца цена золота перешагнула рубеж в 1400 долларов за тройскую унцию. Серебро и платина также выросли в цене.
Цена на драгоценные металлы в долларах за унцию):
золото — 1423,95,
серебро — 24,708,
платина — 1534,80.
Черное золото тоже обновило рекорды. Нефть WTI на двухлетнем максимуме. Brent подбирается к 120 долларам. Тут уже фактор подготовки к военным действиям со счетов не сбросить. Сейчас все внимание на американские запасы. Война требует топлива.
Цены на нефть на бирже в Нью-Йорке в долларах за баррель:
WTI — 112,03 (+2,9%),
Brent — 117,02 (+2,4%).
"У нефти, безусловно, существует фактор подготовки к военным действиям. Это было всегда. Это было еще до кризиса 2008 года. И нефть достаточно серьезно всегда реагировала на геополитику. Да, безусловно, Сирия не производит нефть. Но Сирия стоит, если мы посмотрим на карту, на пересечении торговых нефтяных путей, она находится рядом с Ираном. И, собственно говоря, Иран является фактором нестабильности, точно таким же, как и Сирия", — отмечает директор аналитического департамента инвестиционной группы "Норд Капитал" Владимир Рожанковский.
Главный вопрос: до каких уровней вырастут цены и как долго на них продержатся? Судя по риторике американских военных, они не хотели бы втягиваться в долгосрочную войну. Это обойдется слишком дорого.
Только для того, чтобы установить контроль над сирийским небом, потребуется по миллиарду долларов в месяц. Каждый запуск крылатой ракеты обойдется американским налогоплательщикам в полтора миллиона долларов.
Расходы на операцию в Сирии:
Обучение сирийских повстанцев – 500 миллионов долларов в год,
Создание "бесполетной зоны" — 1 миллиард долларов в месяц.
Запуск крылатой ракеты — 1,5 миллиона долларов.
"Если военный конфликт перейдет в активную фазу, то я думаю, что мы увидим нефть в районе 120 и немного выше долларов за баррель. Возможно также, что этот период будет непродолжительным. Мы видели подобную ситуацию и по Ливии, и по Египту. Достигался уровень 120 долларов, после чего цены возвращались к прежним отметкам", — прогнозирует директор аналитического департамента инвесткомпании "Регион" Валерий Вайсберг.
Мировая экономика все еще слишком слаба. И долго не выдержит слишком высоких цен на основные энергоносители. К тому же Сирию никак нельзя назвать нефтяной державой.
Даже до войны в стране добывали около 400 тысяч баррелей в сутки. Это меньше половины процента мировой добычи. А сейчас от довоенных объемов осталось не больше 5% — 20 тысяч баррелей в сутки. Часть скважин оказалась под контролем повстанцев, часть — просто сожжена. Экспортировать нефть Сирия перестала еще в конце 2011 года. И, тем не менее, военные сводки будут сильно влиять на движение цен как вверх, так и вниз.
"Котировки цен на нефть испытывают высокую волатильность. Любая информация относительно возможного углубления военного конфликта вызывает рост цен. Как только появляется информация о том, что все более-менее входит в стадию урегулирования, то цены на нефть корректируются. Колебания будут очень серьезными", — опасается начальник отдела по работе с ключевыми клиентами ФГ БКС Артем Аргеткин.
Америка умеет зарабатывать на войне. И опять не упустит выгоды. Высокие цены на нефть сейчас очень на руку США.
Сланцевые технологии позволяют держать внутренние цены на топливо гораздо ниже, чем в среднем по миру. Это дает преимущество для производства.
А высокие мировые цены — дополнительный аргумент в диалоге с оппонентами, особенно с Китаем.
"Именно продолжительный рост цен на нефть для Китая весьма опасен. Потому что Китай только-только вышел из замедления экономики. И для них сейчас крайне важно удержать планку в 7,5% роста ВВП за год, поскольку это является ориентиром компартии Китая, который был провозглашен на последнем съезде", — подчеркивает директор аналитического департамента ИГ" (запрещена в РФ)Норд Капитал" Владимир Рожанковский.
По мнению аналитиков, нынешние цены — не предел. Ухудшение ситуации в регионе может подтолкнуть стоимость марки Brent до 150 долларов за баррель.
Инвесторы опасаются, что в случае начала военных действий под угрозой окажутся поставки нефти из всего Ближневосточного региона. А на него приходится более трети всей добываемой в мире нефти.