Пока одни, кто рад за Аллу Пугачеву и Максима Галкина, поздравляют их с пополнением в семье, другая часть общества, не принимающая суррогатное материнство, продолжает обсуждать этические аспекты этого процесса. С которым, надо признать, в современном обществе не считаться уже нельзя.
Ранее эта тема активно обсуждалась после того, как суррогатные матери родили детей для Филиппа Киркорова. Особо обострилась она после крещения первенца звезды эстрады. Тогда ряд представителей РПЦ разъяснял, почему это в православии не приветствуется.
Согласно Основам социальной концепции Русской церкви, суррогатное материнство, то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка заказчикам, "противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе".
"Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности. "Суррогатное материнство" травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания", — сказано в документе.
После того, как улеглась первая эйфория от сенсационной новости последних дней – появления от суррогатной матери двойняшек у 64-летней Аллы Пугачевой и 37-летнего Максима Галкина, разговоры на данную тему вновь активизировались.
Так, например, глава Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Димитрий Смирнов согласен с мнением тех, кто считает, что суррогатное материнство нужно запретить.
"Я бы, конечно, это запретил. Мы видим, что дурной пример оказался заразителен", — заявил отец Димитрий "Интерфаксу", комментируя поступок Аллы Пугачевой и Максима Галкина, которые прибегли к суррогатному материнству.
Как отметил священник, суррогатное материнство — "это бунт против Бога, очень веселый фашизм: договор — деньги — отъем ребенка". Он считает, что с соответствующей законодательной инициативой должен выступить комитет Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей.
Накануне депутат петербургского Заксобрания Виталий Милонов также не разделил радость Аллы Пугачевой и Максима Галкина по поводу рождения двойняшек от суррогатной матери.
"Я не поздравляю эту семью с тем, что они купили себе ребенка, что у них есть достаточно денег. Что они смогли использовать какую-то женщину в качестве, извините меня, "инкубатора", для того, чтобы выносить себе ребенка, — заявил депутат в эфире радио "Эхо Петербурга". — Это аморально для страны, где десятки тысяч сирот ожидают усыновления. Делать себе чистенького, гладенького ребенка, это что-то типа заказной модели Ferrari".
"Как правило, апологетами такого материнства являются содомиты, которые в силу естественных дефектов не могут иметь детей. И они вот так унижают женщин, используя их в качестве просто, извините меня, как на фермах. В данном случае, я понимаю, есть возрастные причины, но неужели люди не могли посчитать, что гораздо лучше усыновить ребёнка, а не конструировать таким образом нового", — считает Милонов.
При этом радио "Вести ФМ" напоминает, что, например, Украина — одна из немногих стран мира, где официально разрешено суррогатное материнство. За почти 10 лет практики суррогатного материнства легальность и доступность услуг гестационных курьеров (так называют женщин, вынашивающих чужого ребенка) сделали страну популярной, прежде всего, у состоятельных европейцев.
Во-первых, потому что это — близко, во-вторых (и это главное), услуги суррогатных матерей здесь относительно дешевы. Украина одна из беднейших стран Европы. И здесь есть немало женщин, которые готовы зарабатывать на жизнь, вынашивая чужих детей. За свои услуги суррогатные матери просят от 13 до 20 тысяч долларов, включая ежемесячные выплаты на период беременности. Если учесть медицинские услуги частной клиники, то полная стоимость для клиентов зачатия и вынашивания ребенка — около 30 тысяч долларов.
В свою очередь, к тем, кто претендует на роль суррогатной матери, предъявляют высокие требования. Хорошее здоровье, отсутствие вредных привычек и возраст до 35 лет. Предпочтение отдают тем, у которых уже есть свой ребенок. Это гарантия того, что суррогатная мать сможет выносить чужое дитя. Чаще всего суррогатными матерями хотят стать молодые разведенные женщины, но иногда и замужние.
Для них это средство решить бытовые проблемы, например, жилья. На гонорар, поученный за суррогатное материнство, в небольшом провинциальном городе можно купить квартиру или же вполне приличный дом в сельской местности.
Популярность Украины в качестве одного из важнейших центров суррогатного материнства из года в год только возрастает, поскольку в благополучных станах почему-то все больше мужчин и женщин не могут зачать детей естественным путем.
Впрочем, не только на Украине, но и в ряде регионов России суррогатное материнство становится бизнесом для женщин, которым нужны деньги. Так, например, казанский интернет-портал ProKazan.ru отмечает, что неслучайно для "Прямого эфира с Борисом Корчевниковым", на котором обсуждалась 7 октября сенсационная новость о рождении суррогатной матерью детей для Пугачевой и Галкина, продюсеры передачи выбрали в качестве гостя эфира именно жительницу Казани
Местные журналисты отмечают, что в столице Татарстана довольно много девушек зарабатывают деньги именно таким образом – в частности, для того, чтобы получить собственную квартиру.
Между тем, вопрос этот в современном мире, где многие бездетные пары отчаялись иметь детей, не столь однозначен. По крайней мере, во время обсуждения проблемы суррогатного материнства и метода ЭКО в блогосфере мнения людей расходятся кардинально. И до сих пор в нашем обществе еще очень много людей, которые демонстрируют по отношению к методу зачатия "детей в пробирках" агрессивное неприятие.
Однако есть и мнение, которое, в частности, высказал психотерапевт, врач-сексолог Евгений Кульгавчук: "Если оценивать какие-то критерии этого явления, в том числе и этические, наверное, стоит на эту проблему посмотреть следующим образом: если в результате какого-то действия никому от этого плохо нет, а кому-то от этого — хорошо, то, наверное, в общем-то, почему и нет?"
Интервью Максима Галкина Борису Корчевникову для программы "Прямой эфир" на "России 1"