За что, собственно идет борьба, что получит Украина в случае интеграции с Евросоюзом, а что потеряет? Если Украина все-таки поддастся на еврошантаж — Россия будет вынуждена защищать свои рынки. Дешевый импорт, велика вероятность, через Украину хлынет в Россию. Зона свободной торговли, в рамках которой Украина беспошлинно торгует с Россией, для России станет убыточной — ведь беспошлинно начнет фактически торговать и Европа.
"Надо будет вводить защитные пошлины, — говорит президент Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин. — И не только Россия, а и другие страны СНГ будут защищаться от того, что Украина, по сути станет беспошлинной для европейских товаров страной".
По мнению президента Российского союза промышленников и предпринимателей Александра Шохина, необходимость подчинения украинских предприятий европейским техническим правилам и стандартам регулирования, приведет к наплыву товаров из тех стран, с которыми у Европейского союза есть соглашение об ассоциации или зоне свободной торговли. Украинским предприятиям просто надо будет бороться за выживание.
Беспошлинно из Украины в Россию поставляются, впрочем, не все товары. Ограничения распространяются на трубы и химию. Но даже здесь есть угрозы. Для Киева Москва в свое время пошла на уступки, были введены квоты. Следуя логике еврозоны, Украина сможет перебивать этикетки и продавать России евротовары, используя эти самые квоты. России это не нужно.
Усидеть на двух стульях Украине все равно не удастся, считает член бюро правления РСПП, председатель совета директоров трубной металлургической компании Дмитрий Пумпянский. "Выгода от соглашения с ЕС пока весьма эфемерны, а вот потери от разрыва с Россией Украина почувствует сразу. Первыми пострадают трансграничные бизнес-проекты с Россией. Совместный подшипниковый завод приносит прибыль и России, и Украине. В планах — строительство мебельной фабрики и производство котельного оборудования", — говорит он.
"Белгородский холдинг развернул крупное производство свинины в харьковской области и фактически спас местное агрохозяйство", — замечает Виктор Линник, президент агропромышленного холдинга "Мираторг".
Промышленный восток Украины сводит концы с концами, задержки пособий, зарплат, долг уже 6 миллионов гривен. Деньги на этой донецкой шахте не получали полгода. Куда идет каждый второй холодильник указано на этикетке. К чему приведут вынужденные защитные меры России — здесь тоже прекрасно знают. Восточный партнер — это четверть всей украинской торговли.
Курс на Россию в корпорации Антонов никогда не теряли. Серийно новые АН-148 собирают в Воронеже, а разработали как раз на Украине. На удлиненном фюзеляже новейшего АН-158 — украинский флаг. На двигателях — эмблемы российских компаний. Если официальный Киев сумеет отказаться от евросоюза, Россия и Украина могли бы вместе производить всю линейку знаменитого Ан-124, Ан-140 и Ан-148. И, наконец, завершить совместное испытание военных транспортников модели Ан-70.
"У нас много общего для того, чтобы вместе развивать не только транспортное, но и гражданское самолетостроение. Думаю, в случае принятия политических решений, в этой области есть большой потенциал для развития сотрудничества," — говорит президент ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" Михаил Погосян.
Гигантские перспективы, если Украина не повернется к Европе, имеет ракетно-космический комплекс. Украина уже строила космодром в Бразилии и хотела бы строить вместе с Россией — первый пилотируемый запуск в Амурской области должен состояться в 2018 году. В атомной сфере тоже готовы проекты. Инвестиции уже оценили — десятки миллиардов долларов угнетенной экономики Украины могут принести реальную пользу.