Тема:

Иран-США 11 месяцев назад

Иран завершил учения в Ормузском проливе


фото AP

Иран завершил масштабные 10-дневные учения в Ормузском проливе. Иранские ВМС успешно запустили еще две крылатые ракеты, а командование заявило, что не желает видеть в этих водах американский авианосец. Но Пентагон свои планы менять не намерен. Напряжение в отношениях Вашингтона и Тегерана нарастает.

Иран завершил масштабные 10-дневные учения в Ормузском проливе. Иранские ВМС успешно запустили еще две крылатые ракеты. А командование заявило, что не желает видеть в этих водах американский авианосец. Но Пентагон свои планы менять не намерен. Напряжение в отношениях Вашингтона и Тегерана нарастает.

Иран завершил военно-морские учения "Велайят-90" еще двумя успешными запусками крылатых ракет "Гадер" собственной разработки. Они способны поражать цели – как морские, так и наземные – в радиусе до двухсот километров. При этом обладают высокой точностью и летят на малой высоте. Но эти 10-дневные маневры в Ормузском проливе завершились гораздо большим, чем просто испытанием и демонстрацией новых разработок военно-промышленного комплекса. Итогом стал резкий выпад военного руководства Ирана в сторону Соединенных Штатов.

"Мы внимательно следим за иностранными военными судами, которые находятся в ближайших акваториях, потому что мы должны отстаивать нашу безопасность и независимость. Мне кажется, что наши противники получили четкий сигнал после этих учений. В самом начале маневров американский авианосец проследовал из Персидского залива в Оманский через Ормузский пролив. И мы настоятельно не рекомендуем, я бы даже сказал – предостерегаем Соединенные Штаты от попыток вернуть авианосец на место прежней дислокации. Это создает угрозу нашим интересам. И мы не привыкли повторять наши предупреждения дважды", – заявил командующий Вооруженными силами Ирана Атаолла Салехи.

Корабль, который так сильно мешает иранским властям – это атомный авианосец "Джон Стеннис" пятого флота ВМС США, базирующегося в Бахрейне. Один из самых больших кораблей в мире. На его борту – бомбардировщики, самолеты радиоэлектронной борьбы, транспортники и противолодочные вертолеты. Экипаж – больше пяти с половиной тысяч человек.

Иранские власти заявляют – если американцы к предупреждениям не прислушаются, Тегеран перекроет Ормузский пролив. Эта стратегически важная акватория связывает Персидский залив с Аравийским морем. По нему проходит более 40 процентов мирового морского транзита нефтепродуктов. Если эту артерию перекрыть, цена на нефть резко взлетит, и Штатам придется несладко.

Вашингтон бережет свои резервы и предпочитает нефть закупать. И тем не менее, в Пентагоне уже ответили – планы менять не будут.

А 1 января США уже одобрили новые санкции против Ирана – Вашингтон готов прекратить все сделки с финансовыми институтами, которые сотрудничают с Центробанком Ирана.

Франция тоже выступила с призывом к соседям по ЕС поторопиться с решением этого вопроса. Вот только делать это надо максимально безболезненно для рынков.

"Наш президент выступил с двумя предложениями: во-первых, заморозить активы иранского Центрального банка – это серьезная мера, – и, во-вторых, ввести эмбарго на импорт иранской нефти. Американский Конгресс уже одобрил введение санкций, и президент Обама подписал закон. И мы хотели бы, чтобы европейцы проявили решительность и сделали то же самое до конца января", – заявил министр иностранных дел Франции Ален Жюппе.

Доходы от продажи нефтепродуктов в Иране составляют почти половину бюджета, но власти Исламской республики уверены в том, на что идут.

"В ответ на призывы наложить эмбарго на экспорт иранской нефти я хочу сказать – энергетическая ситуация в мире такова, что пренебречь ресурсами такой страны, как Иран, будет невозможно. У нас четвертые в мире нефтяные резервы", – заявил официальный представитель МИД Ирана Рамин Мехманпараст.

Теперь вопрос в том, кто сделает следующий ход. Пока же на опасениях трейдеров, связанных с обострением ситуации в регионе, цена на нефть уже неуклонно растет. А некоторые эксперты предрекают подорожание "черного золота" в два раза – конечно, при самом худшем сценарии развития событий.