Европейский Союз готов одобрить санкции против Ирана. Документ будет подписан 23 января на заседании министров иностранных дел. После долгих переговоров страны Евросоюза нашли решение, как надавить на Иран и при этом не остаться без нефти.
Новый виток конфликта Ирана с США и странами ЕС спровоцировала ноябрьская утечка в СМИ деталей доклада МАГАТЭ об иранской ядерной программе – якобы местные ученые занимаются компьютерным моделированием ядерного взрыва и обогащением урана до критических 20%. Текст документа не был согласован со всеми членами организации, но это уже никого не волновало.
Соединенные Штаты и Европейский Союз тут же заявили, что Тегеран нарушает все международные нормы, и задумались над ужесточением санкций. В итоге в канун Нового года Барак Обама подписал эмбарго на импорт иранской нефти и запрет на сделки с компаниями, которые сотрудничают с Центробанком Ирана. Но все это вступит в силу только через полгода. А страны ЕС с декабря обсуждают наименее болезненные для себя варианты введения санкций. Но Франция и Германия настроены решительно.
Как только стало известно о подготовке санкций, курс иранского риала стал снижаться. К январю он упал к доллару уже на 40%. А в декабре Иран начал учения в Ормузском проливе. Каждый день этим путем проходит до 40% мирового морского экспорта нефти – из стран Персидского залива. 10 дней в Ормузском проливе, который крайне узок, тренировались иранские ВМС – испытали новейшие тактические ракеты и отработали перекрытие акватории. А в конце учений командование заявило: если ЕС введет эмбарго на импорт иранской нефти, Ормуз действительно перекроют. По прогнозам, баррель при таком сценарии будет стоить от 150 до 200 долларов. Саудовская Аравия и Эмираты уже увеличили добычу, но нефтепровод в обход Ормузского пролива заработает только в июле.
Экономисты сразу начали говорить, что Исламская республика сама роет себе яму, ведь почти половина доходов страны – от экспорта нефти и газа. В Тегеране на это ответили, что без иранских резервов мир не проживет. Видимо, именно эта уверенность и заставила иранские власти заявить, что они больше не желают видеть в водах Персидского залива американские авианосцы. Но в Пентагоне их слушать не стали. И теперь на смену John Stennis пришла боевая группа во главе с Abraham Lincoln и Carl Vinson – это десяток кораблей, сотня самолетов и вертолетов и 14 зенитно-ракетных установок.
В это же время глава американского Минфина Тимоти Гайтнер отправился в Китай и Японию – это крупнейшие потребители иранской нефти в Азии. В Токио американцев поняли и будут импорт снижать, а вот с Пекином договориться так и не удалось. КНР покупает у Исламской республики столько же, сколько все страны Запада вместе взятые.
Пока эксперты просчитывали дальнейшие сценарии развития событий, в иранском МИДе заявили: Тегеран готов к возобновлению переговоров с "шестёркой" без предварительных условий. Кроме того, военное руководство Исламской республики, похоже, уже перестало нервничать из-за американских авианосцев, расположившихся под боком. А в НАТО заверили, что военной операции против Ирана не планируют. Так что следующий ход – за Европейским Союзом.
Брюссель останавливает лишь тот факт, что от принятия санкций пострадают и без того самые уязвимые экономики ЕС – Греция, Италия и Испания. На их долю приходится больше 70% всех поставок иранской нефти в Евросоюз. Поэтому пока крайний срок введения санкций отодвинут на несколько месяцев – как минимум до июля. Это время ЕС оставляет себе, чтобы дождаться запуска нефтепровода из ОАЭ в обход пролива и найти замену иранскому сырью.