Как ожидается, в среду Совет Федерации направит запрос Министерству спорта и туризма РФ в связи с ситуацией вокруг туроператора "Ланта-тур вояж". А накануне Владимир Путин поручил главе ведомства Виталию Мутко урегулировать проблемы в течение суток. Из-за приостановки деятельности компании заложниками в курортных отелях остаются более 2000 российских туристов. Больше всего их в Таиланде – около 1000 человек. Людей не выпускают из гостиниц, требуя во второй раз оплатить проживание. Накануне была достигнута договоренность с местными властями, которые обещали вернуть россиянам паспорта.
Еще днем во вторник российские туристы – клиенты компании "Ланта-тур" – решали, как и когда бежать из гостиниц Паттайи, чтобы не платить за проживание повторно. Охранники в отелях еще несколько дней назад получили приказ: клиентов российского туроператора без оплаченных счетов, которые уже назвали "письмами счастья", с багажом не выпускать.
"У нас план побега был – выйти по отдельности и тем, кто оплатил отели, передать чемоданы", – рассказывает туристка Альбина Смирнова. Сотрудники гостиницы требовали, чтобы она заплатила почти 30 тысяч рублей, но таких денег у мамы с ребенком не было. Но даже если бы родственники из Нижнего Новгорода переслали ей 1000 долларов в Паттайу, платить за то, что уже оплачено, она совсем не хотела. "Я Больше в Таиланд не поеду. Не хочу", – призналась Альбина.
В холле большого отеля туристы ругают российских дипломатов. Мол, в консульство и дозвониться сложно, и помощи не допросишься. Консул приезжал всего один раз и дал лишь один совет – как можно скорее возвращаться на Родину. Но в представительстве России в Паттайе говорят, что туристы слишком эмоциональны. По их мнению, испорченный отдых – не настолько серьезный повод, чтобы требовать от дипломатов больше, чем они уже делают. Заместитель почетного консула России в Паттайе Виктор Кривенцов пояснил эту позицию: "Граждане хотят услышать от нас четкие инструкции по поведению в ситуации, в которой мы взрослому и совершеннолетнему человеку дать не можем. Мы можем только разъяснить варианты, которыми он может воспользоваться, и предоставить человеку делать выбор".
В Паттайу прибыл и официальный представитель Ростуризма. Григорий Саришвили. В ходе переговоров с местными чиновниками он потребовал вернуть паспорта тем гражданам России, чьи документы забрали сотрудники отелей, и повлиять на управляющих гостиниц, чтобы те перестали требовать деньги за проживание по ваучерам компании "Ланта-тур". "Наша задача – помочь им отсюда уехать и сесть на борт российских авиакомпаний, которые, в свою очередь, предупреждены и готовы оказывать содействие", – уточнил заместитель руководителя Ростуризма.
Только к вечеру вторника ситуация изменилась, с российскими туристами встретился глава полиции региона. Генерал Маман сообщил, что почти все проблемы клиентов туроператора-банкрота будут решены. "Мы приносим извинения за неудобства, которые были вызваны финансовыми проблемами российского туроператора. Я заявляю, что все поедут домой, всем вернут паспорта. Сегодня я провел совещание с руководителями гостиниц, и было принято решение не требовать с клиентов компании "Ланта-тур" оплаты проживания", – заявил он.
Тем же туристам, которые уже повторно оплатили проживание в гостиницах, деньги вряд ли вернут. Местные чиновники советуют требовать компенсации в России. Эксперт Общественной палаты РФ по защите прав граждан за рубежом Роман Бобылев, а он также прибыл в Таиланд, уверен, что нужно менять законодательство, чтобы в кризисных ситуациях российские туристы были защищены. "Турагенства и туроператоры должны входить в саморегулируемые организации и нести за это солидарную ответственность, потому что ситуация с "Ланта-тур" для профессионалов на рынке была известна. То есть, профессионалы от туризма знали за два, за три месяца, что у "Ланта-тур" проблемы, что организация в состоянии банкротства, что это опасный оператор", – пояснил он.
В Таиланде по-прежнему находятся около 1000 клиентов опасного туроператора, но точную цифру там не может назвать никто – сотрудники компании "Ланта-тур" до сих пор недоступны.
В Таиланде туристов из России больше, нежели из других стран, и вся индустрия работает для отдыхающих, которые говорят по-русски, поэтому репутационные потери легко конвертируются в потери финансовые. Судя по всему, клиенты теперь уже печально известной компании смогут вовремя и с минимальными в данной ситуации затратами вернуться домой. Просто местные чиновники хорошо считают.