Создать новую систему отбора кадров и ввести онлайн-экзамены для госслужащих — эти идеи сегодня обсуждались в Сколково на встрече Дмитрия Медведева с экспертами "Открытого правительства". Президент особо подчеркнул необходимость ротации госчиновников, потому что "никто не хочет уходить". Еще одно предложение: заместителей министров отбирать на конкурсной основе.
Советский классический лозунг "кадры решают всё" участникам обсуждения не нравится. Вместо слова "кадры" предлагалось даже использовать более современное "человеческий капитал" или "потенциал". Но со смыслом крылатого выражения 1935 года никто не спорил. Тем более что говорили о кадрах для госслужбы.
"Конечно, эффективность нашего государства в значительной мере зависит от того, кто работает на это государство, от того, какие люди представлены у нас во всех структурах власти, начиная от верхних, я имею в виду правительство России, и заканчивая, конечно, муниципалитетами", — отметил глава российского государства.
Экспертная группа несколько месяцев работала над итоговым докладом, пытаясь понять, где взять современных и честных чиновников. Решили, что начинать надо с отбора. Хочешь пойти на госслужбу — сдавай экзамен.
"Первое, о чем мы говорили, это, что нам необходимо ключевое слово, экзамен, о том, как люди попадают на государственную службу. То есть, сегодня это понятно, это механизмы клановые, механизмы коррупционные. И они приводят к тому, что, приличные люди, им сложнее попасть, и их попадает меньше. Мы, наша группа, предлагает создать систему, в которой будет существовать открытый общенациональный онлайновый экзамен", — пояснил директор направления ''Молодые профессионалы'' Агентства стратегических инициатив Дмитрий Песков.
Онлайновый — это значит через Интернет. Кто разработает вопросы для экзамена, кто и как будет оценивать результаты, — пока неизвестно. Но, по версии участников встречи в Сколково, к процессу нужно привлекать людей из Интернета или, как сказал член рабочей группы, "из онлайн-сообщества". Оценивать потенциальных чиновников предлагается просто, как в социальных сетях.
"То есть лайками, дислайками. Вот мы вчера обсуждали, как в "Фейсбуке (запрещена в РФ)" (запрещена в РФ) – "нравится — не нравится". Говорили, что может быть градацию расширить, да, и как-то общество подключать к тому, чтобы они потенциальных кандидатов тоже могли оценивать", — предложил советник руководителя проекта ''Кадровый резерв — профессиональная команда страны'' Дмитрий Поликанов.
Кроме экзаменов рабочая группа предлагает шире использовать такой механизм отбора, как конкурс. Самое смелое предложение — объявить конкурс на должность какого-нибудь министра.
"Правительство — это все-таки политическая структура. Что же касается уровнем ниже, на мой взгляд, на любом уровне ниже конкурсы возможны. Я имею в виду заместителей министров. Я имею в виду руководителей служб и агентств, подчиненных, подконтрольных правительству и отдельным министерствам. Вот там, я считаю, что конкурсы нужно попробовать. И, откровенно говоря, если мы будем к этому готовы в организационном плане, я бы сам хотел это сделать. Это было бы интересно", — подчеркнул Дмитрий Медведев.
Желающих стать пусть не министром, а просто чиновником в России много. Объясняется это, по словам президента, не тем, что работа интересная, а высокими коррупционными доходами. Накануне Дмитрий Медведев подписал национальный план борьбы с коррупцией. Но только мерами контроля над доходами и расходами эту проблему не решить. Новым и честным чиновникам придется больше платить, сделала вывод рабочая группа открытого правительства.
"Платить надо по рынку. То, как у нас получает чиновник, сейчас это бессовестно, непонятно, загадочно и мистически", — констатировал председатель совета директоров компании Ward Howell Сергей Воробьёв.
"В принципе с общей идеологемой платить по рынку я согласен. Но это нужно объяснить, объяснить нашему народу, почему чиновнику нужно платить по рынку. Ну, почему? Прежде всего потому, чтобы он чувствовал себя по-человечески, чтобы он не воровал, чтобы он понимал, что у него есть не только иррациональная мотивация в виде любви людей и его близких, но и рациональная мотивация", — продолжил Дмитрий Медведев.
Впрочем, иногда мотивация нужна и для того, чтобы госслужбу покинуть. Неизвестно, кадровый дефицит возник из-за нехватки новых лиц на госслужбе или наоборот, но ротация необходима, решили во время дискуссии.
"При развитии системы целеполагания и развитии рынка труда эффективного для чиновников весьма вероятно, что многие задачи, которые сейчас видятся именно для системы ротации, они будут решаться так же, как они решаются в бизнесе, где есть конкуренция за лучшие кадры. А худшие кадры просто в силу того, что они не способны цели своей достигать, сами руководителей бизнес-подразделений убирают", — объяснил профессор практики московской школы управления ''Сколково'' Павел Лукша.
"Никто никуда уходить не хочет. Могу вам абсолютно твердо об этом сказать. Будь-то руководитель небольшого уровня или люди, занимающие очень высокую позицию. Вот как-то так сложилось, причем это сложилось за последние годы. Надо признать, что у нас были довольно спокойные годы, в смысле перемещения по государственной службе, что с одной стороны хорошо, вроде бы нет там кадровой чехарды, а в 1990-е годы она была довольно значительна. С другой стороны, по сути все приросли к своим стульям. Вот даже абсолютно такие адекватные люди, когда там их спрашиваешь, я, конечно, никого называть не буду, так я бы еще поработал, а чего, нормально, — привел пример Дмитрий Медведев. — Нас когда-нибудь ротируют. Это несомненная и непреложная вещь. И с этим человек должен смириться. Когда он поступает на государственную службу и когда он достигает пика своей деятельности. Оптимальный срок нахождения в должности, я согласен, это где-то, на мой взгляд, для любого лица от 3 до 6 лет. Потому что именно за этот период можно как следует погрузиться в материал, приобрести управленческие навыки, построить свою команду и добиться результатов".
В заключение Медведев поблагодарил за все предложения, назвав большинство из них очень актуальными. Но добавил: "Реформировать государственную службу в нашей стране могут два человека, это президент и председатель правительства".