Ирина Антонова: "У меня есть одно неинтеллигентное качество, я не подвержена депрессии"


ТАСС

Сегодня свой юбилей отмечает человек, имя которого уже давно стало одним из культурных брендов страны, а личность является одним из бесспорных духовных авторитетов для общества. Бессменному директору Музея изобразительных искусств имени Пушкина Ирине Антоновой исполняется 90 лет.

Сегодня свой юбилей отмечает человек, имя которого уже давно стало одним из культурных брендов страны, а личность является одним из бесспорных духовных авторитетов для общества. Бессменному директору Музея изобразительных искусств имени Пушкина Ирине Антоновой исполняется 90 лет.

Поздравления Ирине Александровне направили президент Дмитрий Медведев и премьер Владимир Путин. Специалист по итальянскому Возрождению Антонова открыла высокое искусство в советское время миллионам людей и продолжает открывать до сих пор.

Музей изящных искусств имени императора Александра III был торжественно открыт в Москве 31 мая 1912 года. В советское время ему присвоили имя Пушкина.

В этом году музею исполняется 100 лет. Более полувека его возглавляет Ирина Александровна Антонова, ставшая директором музея в 1961 году. Элегантная женщина с безупречными манерами — она поражала иностранных коллег несоветским шармом и свободным владением несколькими европейскими языками. Соотечественники восхищались ее невероятной энергией, широтой кругозора и смелостью.

Антонова не боялась опережать свое время. Такие выставки как "Москва-Париж" становились настоящим культурным прорывом. Люди сутками стояли в Пушкинский, чтобы увидеть шедевры мирового искусства, или произведения русского авангарда, или услышать музыку, которую играли только у Антоновой.

"Большая часть моей жизни прошла, все-таки, при очень строгом идеологическом режиме, при непрерывном указании, что можно и что нельзя. Нельзя играть Стравинского, Ирина Александровна! Зачем Вы играли? Вот вы любите музыку, у вас в музее играли Стравинского! — А что? — А его не играют в консерватории! Почему вы его собственно говоря играете?" — вспоминает Ирина Александровна.

Потребность в общении с прекрасным, как и культура, закладываются в человеке с детства, считает Антонова. По ее словам, именно родители привили ей на всю жизнь неугасающую любовь к живописи, музыке, театру и хорошей литературе.

"Я просто по себе знаю, что значили для меня мой отец, моя мама и те впечатления, те книги, которые мне покупал папа", — поясняет именинница.

"Он мне покупал Диккенса, скажем. А Диккенс для возраста определенного — это путеводитель. У него люди добрые и злые. Его герои — добрые, и они вызывают величайшее сочувствие. Вот это сочувствие то же, что дают и пластические искусства, и литература, и музыка, если хотите. Красота очень важна! Иначе миру грозит возможность опуститься просто на четвереньки", — предостерегает Ирина Антонова.

Самую большую радость, по собственному признанию Ирины Александровны, ей всегда доставляет работа над новым проектом. Сейчас ее главная забота — масштабная реконструкция музея, рассчитанная до 2018 года. Во время обсуждений она та же Антонова, что и 50, и 40, и 20 лет назад — энергичная, целеустремленная и твердая в отстаивании интересов музея.

"Вообще, у меня есть одно очень неинтеллигентное качество. Я, конечно, претендую на то, чтобы меня называли интеллигентом, но я не подвержена депрессии! Хороший интеллигент должен быть обязательно депрессивным человеком. Он должен вдруг впадать в отчаяние. Вот, и так далее. Вот это не значит, что я не огорчаюсь. Я огорчаюсь и ругаюсь, вот, я, так сказать, выхожу из себя и очень огорчаюсь, но вот депрессии нет. Вот руки как-то не опускаются при этом", — признается Ирина Александровна.

Когда в музее выходной, Ирина Александровна любит посидеть и подумать в ее любимом итальянском дворике. Еще она очень любит водить машину, которую называет своей "настоящей крепостью".

— А хочется Вам уехать, прокатиться далеко и долго? — не может удержаться от вопроса корреспондент.
— Безумно хочется. Обожаю это делать. Это какая-то другая физическая реальность. С одной стороны. Освобождение от какого-то привычного состояния тела в пространстве. А во-вторых, это моя "крепость" действительно. Попробуй достань!