Сегодня свой юбилей отмечает человек, имя которого уже давно стало одним из культурных брендов страны, а личность является одним из бесспорных духовных авторитетов для общества. Бессменному директору Музея изобразительных искусств имени Пушкина Ирине Антоновой исполняется 90 лет.
Поздравления Ирине Александровне направили президент Дмитрий Медведев и премьер Владимир Путин. Специалист по итальянскому Возрождению Антонова открыла высокое искусство в советское время миллионам людей и продолжает открывать до сих пор.
Музей изящных искусств имени императора Александра III был торжественно открыт в Москве 31 мая 1912 года. В советское время ему присвоили имя Пушкина.
В этом году музею исполняется 100 лет. Более полувека его возглавляет Ирина Александровна Антонова, ставшая директором музея в 1961 году. Элегантная женщина с безупречными манерами — она поражала иностранных коллег несоветским шармом и свободным владением несколькими европейскими языками. Соотечественники восхищались ее невероятной энергией, широтой кругозора и смелостью.
Антонова не боялась опережать свое время. Такие выставки как "Москва-Париж" становились настоящим культурным прорывом. Люди сутками стояли в Пушкинский, чтобы увидеть шедевры мирового искусства, или произведения русского авангарда, или услышать музыку, которую играли только у Антоновой.
"Большая часть моей жизни прошла, все-таки, при очень строгом идеологическом режиме, при непрерывном указании, что можно и что нельзя. Нельзя играть Стравинского, Ирина Александровна! Зачем Вы играли? Вот вы любите музыку, у вас в музее играли Стравинского! — А что? — А его не играют в консерватории! Почему вы его собственно говоря играете?" — вспоминает Ирина Александровна.
Потребность в общении с прекрасным, как и культура, закладываются в человеке с детства, считает Антонова. По ее словам, именно родители привили ей на всю жизнь неугасающую любовь к живописи, музыке, театру и хорошей литературе.
"Я просто по себе знаю, что значили для меня мой отец, моя мама и те впечатления, те книги, которые мне покупал папа", — поясняет именинница.
"Он мне покупал Диккенса, скажем. А Диккенс для возраста определенного — это путеводитель. У него люди добрые и злые. Его герои — добрые, и они вызывают величайшее сочувствие. Вот это сочувствие то же, что дают и пластические искусства, и литература, и музыка, если хотите. Красота очень важна! Иначе миру грозит возможность опуститься просто на четвереньки", — предостерегает Ирина Антонова.
Самую большую радость, по собственному признанию Ирины Александровны, ей всегда доставляет работа над новым проектом. Сейчас ее главная забота — масштабная реконструкция музея, рассчитанная до 2018 года. Во время обсуждений она та же Антонова, что и 50, и 40, и 20 лет назад — энергичная, целеустремленная и твердая в отстаивании интересов музея.
"Вообще, у меня есть одно очень неинтеллигентное качество. Я, конечно, претендую на то, чтобы меня называли интеллигентом, но я не подвержена депрессии! Хороший интеллигент должен быть обязательно депрессивным человеком. Он должен вдруг впадать в отчаяние. Вот, и так далее. Вот это не значит, что я не огорчаюсь. Я огорчаюсь и ругаюсь, вот, я, так сказать, выхожу из себя и очень огорчаюсь, но вот депрессии нет. Вот руки как-то не опускаются при этом", — признается Ирина Александровна.
Когда в музее выходной, Ирина Александровна любит посидеть и подумать в ее любимом итальянском дворике. Еще она очень любит водить машину, которую называет своей "настоящей крепостью".
— А хочется Вам уехать, прокатиться далеко и долго? — не может удержаться от вопроса корреспондент.
— Безумно хочется. Обожаю это делать. Это какая-то другая физическая реальность. С одной стороны. Освобождение от какого-то привычного состояния тела в пространстве. А во-вторых, это моя "крепость" действительно. Попробуй достань!