В Москве открылся музей истории евреев в России. В экспозиции – тысяча редких предметов и документов, ранее недоступных исследователям. Музей можно посетить бесплатно, предварительно записавшись на экскурсию.
Первый в стране музей истории евреев в России создавался в короткие сроки. Решение приняли 14 месяцев назад, после открытия небольшой выставки в Библиотеке иностранной литературы. За год собрали 4 тысячи экспонатов. В постоянную экспозицию вошла лишь четвертая часть. Покупали у частных лиц и на крупных аукционах.
Создание такой уникальной коллекции за феноменально небольшой срок еще раз говорит о сплоченности народа, который на протяжении мировой истории был гонимым.
Благотворительность – важная часть еврейской культуры. Во все времена евреи собирали деньги для невест–бесприданниц, мальчиков, которых надо было обучать грамоте – список огромный. В нынешнем музее тоже масса даров, некоторые раритеты передают музею прямо на вернисаже.
Новый музей посвящен истории евреев, которые жили на территории России. До революции 1917 года – в черте оседлости, перемещаться за пределы которой было нельзя. Туда входили Кишинев, Минская губерния, Литва, Польша. Наверное, самое интересное – бытовая культура. Во время свадебного обряда молодые стоят под вышитым покрывалом-хупой. Один из экспонатов – башмак, милая традиция с еврейским юмором. Если еврейка оставалась вдовой и бездетной, ее должен был взять в жены брат мужа. Если же он отказывался, то вдова била его башмаком, позорила.
Но это скорее картинка из местечка. Ассимилировавшиеся евреи жили иначе. Видим бумагу, в которой богатая дама Шошанна Персиц приглашает гостей на праздник. "Документ на иврите напечатан в Москве по поводу первой стрижки ее сына", – рассказывает Леонид Лифлянд, директор "Музея истории евреев в России".
Погром – страшное слово, которое без перевода вошло в разные языки мира. Начало погромов и спровоцировало первую волну эмиграции из России в 1880-х годах. Следующие волны были уже позже – в 1929 году, например, многие уехали в Палестину. В то же время эта эпоха – расцвет еврейского театра в СССР. Это были театры, где играли на языке идиш, а не на иврите. Иврит длительное время считался мертвым, затем был возрожден. В 1919 году в Советском Союзе иврит официально запретили, как религиозный язык.
"Иврит ассоциировался с эмиграцией. А идиш – язык бедных масс. Так оно и было", – объясняет Юрий Каннер, президент Российского еврейского конгресса.
Экспозиция рассказывает не о вечных перемещениях евреев, скорее, о взаимных проникновениях культур. Скажем, закон запрещал еврейскому художнику изображать людей, и мастера сосредотачивались на орнаментах и шрифтах. Когда с середины XIX века евреи стали ассимилироваться, начали появляться выдающиеся живописцы. Большой вклад евреев в искусство отечественного театра, кино и живописи переоценить трудно.
"В стране была сосредоточена основная масса, половина всех евреев мира", – говорит Сергей Устинов, учредитель музея.
Они были с русскими и на полях сражений Великой Отечественной, и в Ленинградскую блокаду – везде. Два с половиной миллиона евреев унесла война – многие погибли страшной смертью в гетто. Создание Биробиджана, дело врачей, борьба с "безродными космополитами" – обо всем этом рассказывают экспонаты нового музея.
Он будет работать по будням и бесплатно! Единственное условие: на экскурсии придется заранее записываться.