В мексиканском курортном городке Лос-Кабос — основной день переговоров на саммите "большой двадцатки". Политики и экономисты обсудят сохранение зоны евро и решение долговых вопросов. Россию представляет президент Путин. Он уже провел несколько двусторонних встреч, в том числе — с американским коллегой Бараком Обамой. За этими переговорами следили с особым интересом. Путин и Обама встречались последний раз три года назад под Москвой. После этого Путин не поехал в Кэмп-Дэвид, а Обама отменил визит во Владивосток. Некоторые газеты даже писали о начале новой "холодной войны".
На входе в резиденцию американского президента российскую делегацию встречал шахматный стол и стеклянные сердца, развешанные на деревьях. Отель Обамы называется Еsperanza, что в переводе с испанского — "надежда". Здесь и прошла встреча с Путиным. Особых надежд на успех российско-американских переговоров, кажется, не было ни у одной из сторон — слишком много острых проблем. На встречу заложили час с небольшим, шла она почти два, и в итоге лидеры заявили — разговор был успешным.
"Мы смогли поговорить по вопросам безопасности. Обсудили вопросы двухсторонних экономических отношений. Мы поговорили и о международных проблемах, включая и сирийскую. На мой взгляд, мы нашли много точек соприкосновения по всем этим вопросам. И продолжим наши контакты увеличивать и на уровне наших экспертов, министров", — рассказал Владимир Путин.
Охладить несколько раскалившуюся в последнее время атмосферу российско-американских отношений удалось. Путин и Обама договорились, что проблемные вопросы не должны мешать в развитии тех областей, где сложностей нет. Ну, а там, где напряжение существует, — продолжать искать способы, как его снять.
"Мы обсудили вопросы по поводу ПРО и договорились продолжать работу по их решению. Конечно, поговорили по сирийской проблематике. И согласились в том, что необходимо добиться прекращения насилия в этой стране, что нужен политический процесс. Ну, а в нашем экономическом взаимодействии главный приоритет — отмена поправки Джексона-Вэника", — сообщил Обама.
Однако Обама предпочел не упоминать, что некоторые американские сенаторы хотят взамен поправки Джексона-Веника принять другой дискриминационный закон – по так называемому "списку Магнитского". Он подразумевает визовые и экономические санкции против тех лиц, которых в США считают якобы причастными к смерти юриста.
"В Москве и Вашингтоне понимают – законодательное развитие этой ситуации неминуемо приведет к ответным мерам. Нелогично увязывать вместе и ставить на одну полку поправку Джексона-Вэника и "закон Магнитского", — заявляет пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
Переговоры Путина и Обамы, существенно превысившие отведенный им лимит, в итоге привели к ситуации, когда премьерам Великобритании и Японии пришлось ждать. И они ждали. Японский лидер – еще и потому, что очень хотел познакомиться: с Путиным он говорил по телефону, но встречается впервые.
"Отношения между нашими странами развиваются поступательно и, в целом, находятся на подъеме. Вместе с тем я должен констатировать, что объем торгово-экономических связей пока далеко не соответствует нашим возможностям. Готов обсудить с вами и другие вопросы, в том числе вопросы стратегического характера", — обратился к японскому премьеру Владимир Путин.
"Являясь лидерами Японии и России, мы с вами делим общую ответственность за обеспечение безопасности и процветания этого региона. И в то же время мы разделяем одно общее влечение — дзюдо. И в честь нашей встречи я приготовил вам в подарок форму японской олимпийской команды", — рассказал, в свою очередь, Есихико Нода.
"Спасибо большое. Аригато!", — отреагировал российский лидер.
Журналисты видят только первые минуты таких встреч, и понятно, что за кадром японский премьер, скорее всего, поднял тему Курильских островов — этот вопрос традиционен.
Британский лидер посчитал нужным перед камерами говорить о главной международной теме. "Остро стоит вопрос об ужасной ситуации в Сирии, и я считаю, что нам необходимо добиться единства по этому вопросу", — отметил Кэмерон.
Потом еще были переговоры с президентом Бразилии, с премьером Турции — все эти страны, понятно, играют ключевые роли в мировой экономике.
На саммит "большой двадцатки" немецкий канцлер Ангела Меркель приезжает в хорошем настроении, ведь еврозоне вроде бы подарена передышка — Греция выбрала то правительство, которое обещает выполнять условия кредиторов. Однако барьеров, о которые может споткнуться весь мир, остается не просто много – их становится лишь больше.
Не упадет ли в яму долгового кризиса Франция? И удастся ли и дальше мировой экономике спасаться от катастрофы лишь благодаря защитному зонтику из массированных вливаний ликвидности? Заседание "большой двадцатки" будет идти 2 дня. Часть лидеров публично заявляют, что нужно, наконец, предпринимать конкретные меры, чтобы лечить мировую экономическую болезнь, а не только ее симптомы.
Уже целый ряд европейских стран не объявляют себя банкротами только из-за регулярных денежных инъекций со стороны здоровых экономик. Однако чем больше таких реанимирующих уколов, тем выше шанс у последних оплотов финансовой стабильности самим напороться на острые шипы долгового кризиса. И, кажется, безболезненного выхода из ситуации просто не существует. Но мировые лидеры все же попытаются его найти.