Участники или даже инициаторы вооруженных конфликтов имеют все шансы претендовать на премию мира. Чем сомнительнее репутация, тем более она нуждается в авторитетном пиаре и поддержке "тяжелой артиллерии" в лице Нобелевского комитета.
Как ни крути, а для многих оценка норвежского комитета – это некий ориентир, своеобразное определение базовых ценностей. Премия мира, полученная Бараком Обамой в 2009 году, показала – можно вести войну до номинации, после номинации и даже во время номинации, важно при этом заявлять о стремлении к миру. С Евросоюзом – еще один кульбит. "Стабилизирующая роль, которую играет ЕС, помогла превратить большую часть Европы из континента войны в континент мира", — сообщает в своем пресс-релизе нобелевский комитет. Вот если бы осколки бывшей Югославии после распада быстро и дружно были бы включены в состав ЕС, тогда о "стабилизирующей роли" союза можно было бы говорить. И тогда до бомбардировок государства в составе ЕС дело бы, наверное, не дошло. Но нет. В состав ЕС по уставу не может попасть государство, находящееся в состоянии войны, а значит, оно не имеет шансов стать частью "континента мира".
Читаем далее пресс-релиз от нобелевского комитета, — "В последнее десятилетие, возможность членства в ЕС для Турции, послужила развитию демократии и прав человека в этой стране". Отбросим тот факт, что Стамбул "в последнее десятилетие" откровенно "дразнят" возможностью вступить в ЕС, но при этом под разными предлогами отказывая даже в продвижении по этому пути. Но в нынешней ситуации, глядя на ту роль, которую Турция играет в вооруженном конфликте в Сирии, трудно даже найти объяснение, как упоминание о ней попало в пресс-релиз посвященный вручению премии мира.
Если уж так хотелось дать ЕС премию, то надо было выбрать номинацию по экономике. Недаром же в Европе пятый год идет борьба с экономическим кризисом. Можно спорить о том, какими методами ведется эта борьба и почему она не дает видимых положительных результатов, но найти повод для премирования не составило бы большого труда.
Сам ЕС, в его привычной форме, стремительно прекращает существование. Больше в кулуарах, а все чаще и открыто заявляется о необходимости поделить страны союза на старших и младших, на богатых и бедных, на равных и "не очень". Возможно, нобелевский комитет просто торопился присудить премию до официальной кончины союза, ведь по статуту Нобелевского фонда награду вручают только тем, кто жив в момент объявления победителя.