Устаревшую поправку Джексона-Вэника решено отменить. "За" проголосовала Нижняя палата Конгресса США, но тут же одобрила "законопроект Магнитского". В МИД России уже пообещали дать адекватный ответ на откровенную подмену одного санкционного закона другим. В ведомстве не скрывают: отношения между странами станут непростыми.
Сверхвысокие экспортные пошлины, экономические ограничения в торговле с Москвой Вашингтон ввел еще в 1974-м в ответ на фактически установленный в СССР запрет на эмиграцию. Границы открыли при Горбачеве, однако вскоре не стало и Союза. Избавиться от явного анахронизма США обещали все 90-е годы, затем и все двухтысячные. Зависшую поправку, казалось, не исправит и "перезагрузка". Все резко поменялось, когда документ Джексона-Вэника стал работать против самих США. Россия вступила в ВТО, и Америка оказалась в заведомо проигрышном положении по сравнению с Европой или Азией.
"Мы проталкивали этот законопроект еще несколько месяцев назад, — говорит Рик Берг, конгрессмен от Северной Дакоты. — Конечно, хотелось бы отменить поправку Джэксона-Вэника раньше, но как бы то ни было — важный шаг для развития торговли между Америкой и Россией сделан, а ведь это все рабочие места, прежде всего в США, да и по всему миру".
Но и здесь не обошлось без политики. Последняя, четвертая часть документа посвящена нарушением прав человека в России. Она же узаконивает так называемый "список Магнитского": в нем присутствуют имена чиновников и других госслужащих, которые, по мнению Госдепа, причастны к смерти аудитора фонда Hermitage Capital в СИЗО "Матросская тишина" в ноябре 2009-го. В список могут быть включены вообще все, кто по подозрению Вашингтона, нарушает в России принципы верховенства закона. Им не будут выдавать американские визы, заморозят счета в местных банках. При этом имена строго засекречены: информации придан статус государственной тайны.
"Мы поддержали этот законопроект в первую очередь из-за торговли. Хотя нас, конечно, беспокоит и ситуация с правами человека в России", — рассказывает член Конгресса США от штата Техас Питт Олсон.
Эта увязка между отменой старых санкций и принятием новых — основная причина того что, 43 конгрессмена все же проголосовали против.
"Я не объединял две эти темы вместе. К тому же, в Вашингтоне немало людей, которые закрывают глаза, к примеру, на резню в Китае последователей религиозного течения фалун-гонг и при этом принимают здесь китайских лидеров с распростертыми объятиями. Проблемы демократической России, а она именно демократическая, традиционно преувеличиваются", — предполагает конгрессмен от Калифорнии Дана Рорабахер.
Принятый в итоге документ еще не закон: свое слово должен сказать Сенат. Во время финальных полуторачасовых дебатов конгрессмены сосредоточились на позитиве: посмотрите, какие экономические выгоды для Америки сулит и впрямь заскорузлая поправка Джексона-Вэника. Но ведь будут и политические потери от синхронного принятия "списка Магнитского". И они, судя по реакции Москвы, неизбежны.