Тема:

Закон об НКО 1 год назад

Закон об НКО: об иностранных агентах узнают все

Инвесторы делают ставку на драгметаллы. И все из-за одной буквы А, которой лишило американский рейтинг агентство Standard & Poor's.
Инвесторы делают ставку на драгметаллы. И все из-за одной буквы А, которой лишило американский рейтинг агентство Standard & Poor's.
Вступил в силу закон о некоммерческих организациях, занимающихся политикой и получающих финансирование из-за рубежа. Документ наделяет их статусом иностранного агента. В этом качестве они должны зарегистрироваться в Минюсте и соответствующим образом помечать все свои публикации.

В среду, 21 ноября, вступил в силу закон о некоммерческих организациях, занимающихся политикой и получающих финансирование из-за рубежа. Документ наделяет их статусом иностранного агента. В этом качестве они должны зарегистрироваться в Минюсте и соответствующим образом помечать все свои публикации. Подобные нормы действуют в США и ряде стран Европы, однако активисты российских НКО отечественный закон признавать демократичным отказываются.

Эта акция с элементами политического театра — уличный отклик на вступление закона в силу. Молодые активисты убеждены, что фонд USRF, у которого они разбили клумбу, предназначен как раз для решения политических задач. Более того он — прямой преемник правительственного Агентства США по международному развитию. Сокращенно USAID.

"Мы сотрудничаем с иностранными организациями только в сфере экономики и никоим образом не заступаем в сферу политических вопросов, не дай Бог, связанных с посягательством на нашу суверенную демократию", — подчеркнул член совета директоров фонда USRF, председатель попечительского совета общественной организации малого и среднего бизнеса ''Опора России'' Сергей Борисов.

Сергей Борисов уверен, что связи между USRF и USAID нет. Скандал случился пару месяцев назад, когда российский МИД потребовал от Госдепа США свернуть работу Агентства. Объяснение, что USAID пытался влиять на политические процессы в России, возражений американских партнеров не вызвало, и Агентство закрылось. Хиллари Клинтон пообещала найти новую форму финансирования близких по духу НКО, которая бы "не бесила российские власти".

Журналистам стал доступен отрывок переписки американских руководителей фонда USRF с конгрессменами:

- USAID следует направить в Конгресс новое уведомление, по условиям которого 50 миллионов долларов будут направлены в Казначейство, 50 — в "USRF".

- Контролирует ли каким-либо образом правительство CШA "USRF"?

- Да. В мае 2008 года с правительством США был подписан ряд документов, в которых четко обозначено, какие именно действия "USRF" может предпринимать в ходе своей деятельности.

Возможно, что российский член совета директоров фонда не был извещен о том, зачем в фонд вливаются политические деньги американского правительства. Впрочем, интерес к среднему классу у американцев есть, хотя его можно счесть своеобразным. Вот комментарий митинга на Болотной: "В течение последних 20 лет в России осуществляются разнообразные программы, финансируемые США. Уделяли особое внимание предпринимательству и частному сектору. В воскресенье мы стали очевидцами их успеха".

Новый закон позволяет не камуфлировать политическую деятельность под сложные окольные схемы. "Этот закон не запрещает иностранное финансирование. Вообще. Этот закон не запрещает даже получать иностранное финансирование и заниматься российской политикой, хотя мог бы и запретить. Он единственное требует — не скрывайте это от российских граждан", — отметил директор Института политических исследований Сергей Марков.

Пока никто не заявил, что делает политику. Получает иностранные деньги – это да, но с политикой НКО никак не связаны.

Людмила Алексеева, правозащитник, председатель Московской Хельсинкской группы: "Мы имеем право влиять на общественное мнение и будем это делать. Мы не иностранные агенты, это равносильно словам "шпион" и "предатель". Ищите агентов, потому что мы политикой не занимаемся".

"Многие уже объявили о бойкоте, они планируют "замучить Минюст судами". Это согласованное действие. Бойкот и гражданское неповиновение — это один из способов, метод отказа от политического сотрудничества. То, что делают некоторые организации, это прямое политическое действие", — заметила генеральный директор Института внешнеполитических исследований и инициатив Вероника Крашенинникова.

У нас есть вопросы к американским руководителям фонда USRF. Но те, кто учит открытости российских журналистов, чиновников и даже судей, не стали с нами общаться.