Результатов итальянских выборов в Италии с нетерпением ждут как на улицах, так и на финансовых площадках. С 2009 года в этой средиземноморской стране бушует финансовый кризис: рост безработицы сопровождается резким сокращением государственных субсидий в социальной сфере. Между тем, на пост премьер-министра претендуют два итальянских лидера, каждый из которых сделал посильный вклад в развитие событий.
Одним из них является Сильвио Берлускони – тяжеловес итальянской политики, переживший не один скандал и занимавший должность премьер-министра в общей сложности девять лет. Политика Берлускони в области увеличения госдолга привела к тому, что Италия стала одной из стран Евросоюза, оказавшейся на грани банкротства. Он запомнился противостоянием с судебной системой, в частности, обвинением в коррупции, подкупе следователей, а также делом о предполагаемой интимной связи с несовершеннолетней марокканской танцовщицей Каримой эль-Махруг. Через месяц после того, как в октябре 2011 года парламент отказался принимать предложенный правительством Берлускони бюджет, премьер подал в отставку. На его место по предложению президента Италии Джорджано Наполитано был назначен Марио Монти, который должен был выполнять обязанности премьер-министра до следующих выборов.
Монти, которого журналисты окрестили "Супер Марио" за его решение совмещать пост премьер-министра и министра экономики и финансов, был призван провести болезненные реформы по сокращению государственных расходов и реструктуризации итальянского долга. Несмотря на многочисленные акции протеста, Монти удалось добиться значительного сокращения государственных расходов, в первую очередь, в социальной и пенсионной сфере. Эти меры помогли Монти вернуть доверие международных инвесторов к Италии и не допустить коллапса финансовой системы страны. Однако эти успехи были достигнуты за счёт значительного сокращения доходов итальянцев и сопровождались ростом безработицы, которая за год увеличилась на 2% и достигла 11%. Эти причины способствовали падению популярности премьер-министра. 22 декабря 2012 года, на следующий день после принятия бюджета после того, также известного как "закон о стабильности" Марио Монти подал в отставку. В связи с этим парламентские выборы были назначены на конец февраля, на два месяца раньше, чем предполагалось.
На пост премьер-министра также претендуют лидер Демократической партии Италии Пьер Луиджи Берсани, занимавший в правительстве Романо Проди пост министра экономики и финансов, и Беппе Грилло – сатирик и блоггер, возглавляющий "Движение пяти звёзд". Согласно опросам, больше всего шансов у Берсани, однако эксперты опасаются, что парламент может оказаться фрагментарным. Если не будет сформировано большинство, это будет автоматически означать новые выборы, а, значит, продолжение пагубный для экономики неопределённости. Впрочем, есть вероятность того, что Берсани удастся сформировать коалицию с Монти в обмен, например, на пост министра финансов, что поможет Италии продолжить взятый курс на сокращение расходов.
Что касается Берлускони, то его возвращение в политику не в последнюю очередь связано с желанием получить иммунитет от уголовного преследования – дела против бывшего премьера продолжаются. По одному из дел суд уже вынес обвинительный приговор – 26 октября 2012 года Берлускони дали 4 года тюрьмы за налоговые преступления, однако по закону об амнистии 2006 года срок сократили до одного года, при этом приговор запрещает Берлускони занимать политические должности на протяжении пяти лет. Тем не менее, 9 ноября того же года защита Берлускони подала апелляцию, поэтому приговор в законную силу не вступил. Примечательно, что на участок, где голосовал Берлускони, проникли три активистки движения FEMEN. После появления экс-премьера они по своему обыкновению разделись и начали скандировать "Баста Берлускони!" Девушки были доставлены в полицейский участок, но впоследствии отпущены.
Кто бы ни стал новым итальянским премьером, проблемы, с решением которых ему придётся столкнуться, останутся прежними. Несмотря на то, что 11-процентная безработица в нынешних реалиях Евросоюза считается не очень высокой (в Испании, например, этот показатель составляет 30%), её уровень сильно зависит от возраста, а также от области проживания. От количества безработных, а, следовательно, недовольных своей жизнью людей напрямую зависит уровень уличной активности в крупных городах. При этом, для того, чтобы добиться увеличения темпов экономического роста, будущему главе правительства придётся продолжать непопулярные меры своего предшественника. Политик оказывается между Сциллой и Харибдой – с одной стороны, дальнейшее сокращение расходов, несомненно, вызовет взрыв общественного недовольства, с другой стороны, популистские меры чреваты ростом государственного долга. По всей видимости, эта проблема в ближайшие годы останется в Италии актуальной – конца долговому кризису в еврозоне пока не видно.