Парламент Кипра собирается на новое внеочередное заседание. Накануне вечером он отверг законопроект о налоге на банковские вклады. А в среду рассматривает другие варианты спасения от дефолта — создание "плохого банка" или национализацию пенсионных фондов. Вопрос "Где взять деньги?" уже привел министра финансов Кипра Михалиса Сарриса в Москву.
Прилет министра финансов Михалиса Сарриса в Москву — "визит последней надежды". Просить денег у России, видимо, и есть тот самый план "Б", о котором власти Кипра объявили, когда парламент отказал правительству изымать средства со счетов кипрских банков.
Кредит в несколько миллиардов долларов и отсрочка выплат по предыдущим займам в 2,5 миллиарда, который Россия выдала Кипру еще в 2011 году – программа-максимум кипрской делегации.
В обмен власти острова готовы предложить доступ к своим газовым месторождениям, которые оцениваются в два триллиона евро, а так же долю в банках, чья стоимость, правда, за последние сутки значительно упала. Из здания министерства финансов России Михалис Саррис вышел без денег.
"Мы продолжим переговоры в ближайшие несколько часов. Сейчас могу только сказать, что никаких предложений пока не было, ничего конкретного. Но в целом это уже хорошее начало, у нас было конструктивное обсуждение. Переговоры продолжатся в скором времени в другом месте", — сказал министр финансов Кипра Михалис Саррис.
То, что переговоры с Россией о финансовой помощи простыми не будут, Михалис Саррис понимал еще до своего отправления в Москву. После нескольких часов, проведенных на Ильинке, министр финансов Кипра отправился в Белый дом. Окончательное решения "давать или не давать тонущему острову денег" принимается именно там.
За чей счет Кипр будет спасать свою банковскую систему, а заодно и сотни тысяч офшорных компаний, сегодня в Москве договориться не получилось. После встречи с первым вице-премьером Игорем Шуваловым делегация просителей с Кипра продлила свой визит в Россию еще на один день. Прогнозы российских и международных экономистов пессимистичны — кипрский дефолт может стать спусковым механизмом для начала распада всего Евросоюза.
"Они выходят, объявляют дефолт, выходят из Еврозоны. Это для них плохо, но еще хуже для Еврозоны: психология работает, непредсказуемые последствия", — говорит директор Института экономики РАН профессор Руслан Гринберг.
"Эта история только начинается, она говорит о том, что в мировой финансовой системе кризис продолжается. Он перекатывается из Америки в Европу и дальше транслируется по всему миру, и нам нужно извлекать уроки, выстраивать безопасность финансовой системы", — говорит советник президента РФ Сергей Глазьев.
"Современным европейским государством Кипр стал во многом благодаря российским деньгам. Процент российских инвестиций очень высок, при этом Россия оказалась исключена из переговоров по спасению кипрской экономики. И теперь не только Кипр, но и Евросоюз ждут, что в этой ситуации предпримут российские власти", — отмечает в свою очередь профессор социологии, ведущий специалист Йельского университета Иммануил Валлерстайн
Возвращаться домой без результата Михалис Саррис позволить себе не может. Сколько еще продлятся переговоры в Москве, сейчас предсказать не может никто.